Департамент культуры Воронежской области
+7 (473) 255-54-72онлайн заказ билетов
городской зимний театр
235 сезон

Новости

12  Мая  2021

11 мая - юбилей артиста Павла Васильевича Говорова


Павел Говоров – актёр из рода Трапезниковых

11 мая Павел Васильевич отметил свой 80-летний юбилей. Актёр в третьем поколении, он с честью продолжал традиции славного рода. Его дед, Павел Николаевич Трапезников, актёр и режиссёр, заслуженный артист РСФСР, начал осваивать актёрскую стезю ещё до революции 1917 года, отметился на сценах десятка городов страны.
В 1934-м имя Трапезникова стало известно театральной общественности. Он организовал один из первых в России колхозно-совхозных театров – в селе Воробьёвка Воронежской области. В 1937-м на его базе появился Борисоглебский драмтеатр имени Н.Г. Чернышевского. Во второй половине 1940-х Павел Николаевич был актёром и режиссёром воронежского драмтеатра.

Призвание отца разделила и его дочь Кира Павловна Трапезникова, впоследствии тоже заслуженная артистка РСФСР, хорошо известная воронежцам, полстолетия служившая Мельпомене на сцене Кольцовского театра.

Павел Васильевич родился в 1941-м в Борисоглебске. Его отец, также профессиональный артист, ушёл добровольцем на фронт и погиб в 1943-м на Курской дуге. Павел Говоров в 1957-м окончил в Воронеже среднюю школу № 37, на механическом заводе освоил несколько рабочих специальностей, отслужил в армии, в 1964-м без особых проблем поступил в ГИТИС имени А.В. Луначарского.

После ГИТИСа – Калининградский драмтеатр. Каким-то образом актёра увидел и оценил главный режиссёр Куйбышевского драмтеатра Пётр Монастырский и пригласил в свою труппу. Как известно, известный режиссёр собирал наиболее талантливых актёров по всей России. Всего два года выдержал в Куйбышеве молодой актёр. Потянуло в Воронеж, с которым связывали и школьные годы, и драмтеатр, где успешно играла его мать Кира Трапезникова.

Итак, с 1973-го по 2016-й – целых 43 года (!) – Павел Васильевич Говоров посвятил сцене одного из старейших театров России – Кольцовскому Академическому. Актёрская стезя – нелёгкая. Здесь даже наличие большого таланта не всегда решающий фактор. Фактуристый, хорошего мужского сложения, с отлично поставленным голосом, Павел Говоров из числа актёров, которые не в состоянии затеряться в массовке. Однако главные роли не сразу появились в репертуаре молодого актёра. К середине 1970-х, когда главным режиссёром драмтеатра был Глеб Дроздов, под его руководством сложилась группа ведущих актёров, чьи возможности были уже проверены, и новому актёру в течение нескольких сезонов места среди ведущих в команде Глеба Дроздова не находилось. Но зато его сразу приметил второй режиссёр Валерий Соловьёв и ввёл в ряд своих постановок: в 1973-м в «Ситуацию» В. Розова и в состав «Сослуживцев» Э. Брагинского и Э. Рязанова.

В 1974-м Павел Говоров у того же В. Соловьёва играет в «Третьей ракете» В. Быкова, в пьесе «Забыть Герострата» Г. Горина, в постановке «Четыре капли» В. Розова. Наконец, в 1975-м актёр получает одну из главных ролей – господина Омэ – в спектакле В. Соловьёва «Госпожа Бовари» по роману Г. Флобера.

Интересно, что в перечисленных выше спектаклях Павлу Васильевичу доставались, в основном, роли отрицательных персонажей. Недаром, оценивая занятость талантливых актёров, критик Леонид Коробков в статье «Актёр. Ещё раз актёр!», опубликованной 15 февраля 1975 года в «Молодом коммунаре», в сердцах восклицает: «А сколько злодеев и подонков, крикунов и демагогов переиграл за последние годы способный, интеллигентный актёр Павел Говоров!». Впрочем, театр – такая штука, где для воплощения любого персонажа требуется всё-таки талант. Порой – экстра-класса, штучный, виртуозный, откровенно лицедействующий. Без этого просто не будет на сцене таких великих произведений, как, скажем, «Тартюф» Ж. Мольера или «Собачье сердце» М. Булгакова. В общем, в 1978-м Валерий Соловьёв пригласил на роль Тартюфа именно Павла Говорова. В рецензии на постановку специалиста по французской литературе Т. Гуриной, опубликованной в «Коммуне» 27 мая 1978 года, лицедейство исполнителя главной роли оценивается положительно: «Сценические метаморфозы Тартюфа (П. Говоров) весьма убедительны, построены на контрастах: небесная улыбка и кроткий тон в нужные моменты сменяются открытой небрежностью». В общем, к концу 1970-х стало ясно, что в труппе появился отличный характерный актёр, которому мастерски удаётся воплощение гротесковых персонажей, не лишённых реалистического, психологического содержания.

Наконец, актёра Павла Говорова «заметил» и главный режиссёр Глеб Дроздов. В его знаменитой постановке «На дне» (1976) М. Горького молодой актёр вполне вписался в компанию маститых и знаменитых (В. Седов, Б. Крачковский, Ю. Платонов, В. Соколов, А. Новиков, Е. Смирнов, Ю. Кочергов, А. Гладнев), сыграв роль Татарина.

Сыграть роль «восточного человека», правда, совсем уж иного, почти «поднебесного» масштаба, повезло Павлу Васильевичу ещё раз. В 1980-м Глеб Дроздов поставил «Посеешь ветер…», спектакль по совместному с писателем Эдуардом Пашневым сценарию. И тема, и место действия вполне экзотические. Работа трёхсоветских разведчиков во время войны в ставке Мао Цзедуна в Особом районе Китая. Экзотическим был также факт присутствия в театре в качестве консультанта единственного к тому времени оставшегося в живых разведчика-радиста Николая Николаевича Риммара, который, будучи на пенсии, поселился в Воронеже.

Надежда Бапаркина и Павел Говоров

В постановке Глеб Дроздов применил приём парности. Пару Мао – Цзян Цин (жена «Великого кормчего», красавица-актриса, как режиссёр поставила в те годы в Китае «Фронт» А. Корнейчука) играли актёры Анатолий Гладнев – Надежда Леонова и Павел Говоров – Надежда Бапаркина, в то время ведущая актриса ТЮЗа. Багаж так называемых отрицательных ролей типа Тартюфа пригодился актёру Говорову для достоверного воплощения характера и поступков политического интригана международного масштаба. Так в те годы «Культурной революции» в Китае трактовала личность Мао Цзедуна советская пресса. Апрельская рецензия 1981 года в «Коммуне» отмечала: «Создателям пьесы и исполнителям удалось самое главное: постичь наиболее существенные грани психологии и логики мышления человека, в руках которого оказались судьбы многомиллионного народа».

Наиболее активными в творческой биографии Павла Васильевича Говорова оказались годы восьмидесятые. За десять лет актёр сыграл в двадцати постановках. Пришедший на смену Глебу Дроздову главный режиссёр Анатолий Тимофеевич Кузнецов взял его в 1982 году в свою первую постановку – «Через сто лет в Берёзовой Роще» на роль Ивана Грозного. А в спектакле «Топор и крест» по пьесе воронежского писателя Фёдора Волохова именно Павлу Говорову достались главные комплименты рецензента ростовской областной газеты «Молот». В Ростове театр был на гастролях в августе 1984 года. Вот что пишет Л. Фрейдлин в рецензии «Ещё одна поэма о топоре»: «Наиболее жизненной фигурой оказался Игнат Честной (артист Павел Говоров), хотя и приданы ему черты символического богатыря. Кузнец и кораблестроитель, он выходит вместе с царём (артист Сергей Карпов) на авансцену как олицетворение народной силы». Понятно, что речь идёт в пьесе о строительстве в Воронеже первого русского военного флота.

Ставший главным режиссёром Кольцовского театра в 1987 году Анатолий Васильевич Иванов также сразу приметил актёра Говорова. Павел Васильевич появился в «Женитьбе» (1987) в роли купца Старикова, затем в «Уроках музыки» (1988) Л. Петрушевской и «Заветных тетрадях Князева Н.Н.» (1988) В. Шукшина.

Критика отмечала игру актёра в роли главы семейства Козлова в «Уроках музыки»: «Актёр создал психологически многоплановый образ современного обывателя». Кстати, в этом спектакле мать (Кира Павловна Трапезникова) и сын (Павел Васильевич Говоров) встречаются за одним столом, являясь персонажами одного семейного действа. В «Самоубийце» (1989) Н. Эрдмана в постановке А.В. Иванова актёр создал запоминающийся сатирический образ псевдописателя конца 1920-х. Недаром в характеристике худсовета тех лет отмечалось: «Актёр виртуозно владеет техникой брехтовского театра представления».

За сорок с лишним лет на театральной сцене Павел Васильевич Говоров талантливо воплотил десятки характеров, испытал и огорчения и радости, доступные только человеку творческому. Открытый, простой, доступный, всегда доброжелательный, активный участник общественной жизни, Павел Васильевич всегда был уважаемым человеком в коллективе нашего старейшего театра. Он славно продолжал в третьем поколении (а это целое столетие!) дело театрального рода Трапезниковых.

И сегодня коллектив Кольцовского театра поздравляет Павла Васильевича с Днём рождения и желает ему крепкого здоровья и долгих лет жизни.

Текст статьи: Н.Н. Тимофеев
Фото: архив автора

Назад к списку Назад к списку