городской зимний театр
237 сезон

Новости

16  Октября  2023

Знаковые имена в истории Кольцовского театра

Николай Тимофеев

 К 70-летию со дня рождения

 ЕВГЕНИЙ МАЛИШЕВСКИЙ – АКТЁР НА ГЛАВНЫЕ РОЛИ

 Род. 13.10.1953 г.

Заслуженный артист России Евгений Владимирович Малишевский -Актёр, которому Кольцовский театр в конце 1980-х – начале 1990-х обязан своими успехами на всероссийской театральной сцене. Он сыграл главные роли в лучших спектаклях А.В. Иванова - «Женитьба», «Самоубийца», «Всё в саду», «Коломба», «Прости меня, мой ангел белоснежный…», «Бег». Исполнитель роли И.А. Бунина в радиоспектакле «Русская любовь во Франции, или Париж, Жанетт и Бельведер» (в Фонде Радио России). Режиссёр. Драматург. Поэт. Прекрасный знаток и чтец русской поэзии и прозы. Работал в театре 38 лет - с 1975 по 2013 год.

О, Господи! Будь проклят этот зуд.

Нигде ни в чём не нахожу покоя.

Как наказанье Божие несу

Я недовольство вечное собою.

И не тщеславьем вызван этот крик –

Себе мы сами назначаем цену.

Плачу сполна за тот счастливый миг,

Когда впервые вышел я на сцену.

Евгений Малишевский

Без преувеличения можно утверждать: далеко не в каждой театральной труппе есть актёр интеллектуального плана, удовлетворяющий всему тому уникальному набору качеств, который мы вкладываем в понятие «интеллектуальный актёр». Чтобы нагляднее было моё утверждение, могу напомнить о существовании таких актёров, как Иннокентий Смоктуновский, Олег Янковский… В ближайшем к нам Липецком драмтеатре имени Л.Н. Толстого из этого редкого разряда есть народный артист России Михаил Янко, благодаря которому, в большой степени, все постановки пьес А.П. Чехова и о Чехове становились событием российского масштаба.

Интеллектуальный актёр на сцене притягивает зрителя как магнит. Его не только приятно видеть, но и… не слышать. Инстинктивно хочется, чтобы он подольше держал паузу. Потому что и без слов понятно, какое чувство, мысль, отношение в каждое мгновение сценического течения времени выражает его поза, его взгляд, его лицо, его жест… Талантливая бессловесность активизирует воображение зрителя, его эмоциональную сферу. Мне могут возразить, что есть и другого плана актёры, которые магнетизируют зрителя своим видом, например, своей гротесково комической внешностью, такие, как знаменитые актёры кино Фрунзик Мкртчян или, скажем, Евгений Леонов. Но интеллектуального плана актёр выводит за пределы сиюминутности, обращает чуткого зрителя к миру «высоких материй» и «вечных вопросов». То есть в какой-то степени интеллектуализирует уровень сознания человека.

Начать повествование о Евгении Малишевском с такого предисловия меня побудил один эпизод из 1990 года. После успеха «Женитьбы» на Первом Всероссийском фестивале «Лучшие спектакли России» в Орле воронежцев пригласили показать этот спектакль Москве. Два представления (с аншлагом!) состоялись на основной сцене Академического театра драмы имени А.С. Пушкина на Тверском бульваре. Спектакль был записан в фонд «Радио-1», несколько раз транслировался в радиоэфире на всю Россию. В числе зрителей было немало известных российских деятелей культуры и искусства, актёров московских театров. Не забуду эмоциональное признание одной «звезды» весьма известного московского театра о Евгении Малишевском (играл Подколёсина): «Какой артист! Вот бы нам такого! Да, вашему театру есть чем гордиться!..». На следующий день М.Е. Швыдкой в своём радиоцикле «Театр и жизнь» посвятил «Женитьбе» целую передачу, как событийному явлению в столице.

 «Женитьба» Н.В. Гоголя Агафья Тихоновна – Елена Гладышева, Подколёсин – Евгений Малишевский.

Есть одно довольно любопытное наблюдение. В рецензиях на постановки с Евгением в главной роли имя его может быть озвучено всего один раз, а почти всё содержание текста занимает эмоциональное описание атмосферности и ансамблевости спектакля. Это, разумеется, из разряда выдающихся художественных качеств режиссёра-постановщика Анатолия Иванова. Но создают эту самую атмосферность, в первую очередь, всё-таки исполнители главных ролей. Такие, как, в недавнем прошлом, Евгений Малишевский и Валерий Потанин. В «Женитьбе» это ещё и Елена Гладышева. Впрочем, в данном спектакле ансамбль актёров был подобран и в самом деле фантастический. Об игре каждого артиста в этой постановке можно было бы написать очерк.

После московских гастролей столичный театральный обозреватель Сергей Николаев /истинная фамилия – Сергей Беднов/ в газете «Россия» поместил весьма атмосферный портрет спектакля с названием «Гамлет Воронежского уезда». Заголовок меня весьма удивил, потому что Воронеж аж с 1725 года город не уездный, а губернский. Оставим, однако, эту административно-географическую неточность на совести автора. В этом заголовке смысл заключён в первом слове, а не в последнем. С Гамлетом сравнивается главный герой гоголевской «Женитьбы» чиновник Подколёсин. А основанием для сравнения является образ, созданный исполнителем роли Евгением Малишевским. При этом фамилия артиста в большом очерке упоминается всего один раз и то в скобках. А всё повествование строится на размышлении, почему действие спектакля порождает такие классические сравнения. Впрочем, автор вспомнил, что ещё современник Н. В. Гоголя поэт и критик Аполлон Григорьев сказал о Подколёсине, что это «Гамлет на русской бытовой почве». Объединяющая их черта – нерешительность в принятии судьбоносных решений. Но это на уровне поверхностных сравнений. И всё-таки, если по существу, персонажу Гоголя всё-таки далековато до шекспировского героя. А вот что касается личности исполнителя роли, то и мне Гамлет вспомнился, когда я прочитал в одном интервью уже искушённого славой актёра суждение, которое он считает применительным к себе: «В каждом самоуверенном профессионале прячется испуганный неврастеник, который молит Фортуну предоставить ему случай полноценно реализовать себя». Интересно, что интервью появилось с заголовком «Рыцарь печального образа». Это, как известно, Дон Кихот, герой Сервантеса. Приведённый литературный фразеологизм характеризует человека наивного, бесплотного мечтателя… Зная Евгения Владимировича много лет, я бы не согласился с суждением журналиста, таким образом представившего своего героя в довольно интересном интервью конца 1990-х. Ни наивным, ни бесплотным мечтателем Евгений Малишевский ни в коей мере не является. Можно, конечно, не соглашаться с данной конкретностью, но сам по себе факт возникновения высоких ассоциаций у людей, прикоснувшихся к личности актёра, говорит о фигуре незаурядной. Журналист мастерски нарисовал портрет своего героя. Портрет, который явно вступает в противоречие с названием интервью. Итак: «Заслуженный артист России Евгений Малишевский – личность настолько талантливая, насколько и сложная. Он может находиться на весёлой вечеринке и внимательно слушать анекдот собеседника, но по какой-то особой отрешённости в глазах догадываешься, что мысли артиста бродят где-то далеко-далеко. Потом засмеётся, но совсем невпопад, сам заметит это, сконфузится и умолкнет. И вдруг начнёт читать стихи, кажется, совсем негромко, но теперь уже окружающие хранят тишину и ловят каждое его слово. У Малишевского, мне кажется, существует какой-то свой потаённый мир, куда он никого не пускает, сохраняя при этом привычную маску балагура, весельчака… Он много работает: выступает с чтецкими программами, сам ставит поэтические композиции и пишет, пишет стихи. В родной драме он много лет играл главные роли и сам ставил спектакли…». Ну, что ж, характеристика личности весьма интригующая. Кстати, она вызывает ещё одну литературную реминисценцию – с образом Евгения Онегина, каким вывел его А.С. Пушкин…

А теперь обратимся к творческому пути артиста. Со школьных лет его влекла стихия стиха. Сиреневая пора юности, радость жизни находили выплеск в лирических ритмах и рифмах. Поступал на филфак. Но оказался на актерском отделении Воронежского института искусств. Окончив его в 1975 году, сразу был принят в труппу Кольцовского театра. Завидная внешность, прекрасный тембр голоса и нервный драматический темперамент сразу были востребованы. Первая роль - Незнамов в знаменитой пьесе А.Н. Островского «Без вины виноватые». К сожалению, в прессе тех лет не нашлось ни одного отклика на эту постановку.

Из ранней творческой биографии запомнился актёру 1984-й год – работой над ролью Черкуна в «Варварах» М. Горького. Артист играл молодого самоуверенного «инженера-завоевателя, варвара новой формации, ломающего устои деревянной России в уездном городишке» (А.В. Луначарский). При этом актёр занимался не только освоением новой интересной роли, но и наставничеством свежеиспечённой выпускницы института искусств Елены Гладышевой, которой досталась роль любовницы Черкуна Лидии Богаевской, о чём ныне заслуженная артистка России с радостью и благодарностью вспоминает спустя годы в своих интервью. А затем они вместе в том же году играли в феерической «Даме-невидимке» Педро Кальдерона. Она – очаровательную донью Беатрис. Он – влюблённого в неё бесстрашного романтического рыцаря дона Луиса. В итоге совместной творческой работы они поженились. А через год родилась дочка Машенька, сегодня известная актриса воронежского ТЮЗа.

Удивительно, но и на сцене Евгений и Елена прошли все этапы отношений, возможные между мужчиной и женщиной. В «Варварах» они любовники. В «Даме-невидимке» - влюблённые. В «Женитьбе»1987 года она – Агафья Тихоновна, невеста. Он - Подколёсин, жених. В «Самоубийце» Н. Эрдмана она – Мария, жена. Он – Подсекальников, муж.

Уникальные возможности даёт актёрская профессия – прожить все возможные варианты человеческих отношений. И, будучи реализованной, она предохраняет от раннего увядания чувств и эмоций, не даёт человеку скиснуть, преждевременно состариться душой и телом. Евгений и Елена – явный тому пример. Оба – талантливые, начитанные, знающие мировую культуру и искусство, реализующие себя многосторонне. Тут вполне применима максима: «Влюбленные — не те, что смотрят друг на друга, а те, что смотрят в одну сторону». (Антуан де Сент-Экзюпери).

1985-й, год женитьбы, был для Евгения дважды счастливым. Вторым событием, теперь уже творческого плана, стала работа над образом главного героя в последней пьесе А.Арбузова «Виноватые». Её ставил в Воронеже московский режиссер Роман Виктюк. Он чутко почувствовал сценические возможности молодого актера, дав ему главную роль Соколика, человека с обнаженными нервами. Фабула и сюжет пьесы очень напоминают «Без вины виноватые» А.Н. Островского. Впрочем, и название пьесы само за себя говорит – «Виноватые»… Только время другое – 1980-е. И среда другая. Итак, много лет назад, страстно влюбившись, сломала семью, оставила малолетнего сына Мария Васильевна Бекешина. Прожив большую жизнь (сегодня ей под 50), возвращается она в город своей молодости и нанимается в домработницы в семью своего сына, который ничего не знает о своей матери. Мы застаем всех персонажей в тревоге за будущее. Формула «успех — любой ценой», которой руководствуется Леонтий Алексеевич Соколик, достигший «больших высот» к 30 годам, впервые не срабатывает. Где-то там, во внешнем мире, за пределами квартиры, ведется судебный процесс, в котором фигурирует имя отца Тони, его жены. Это он обеспечивал фундамент успеха семьи, используя в личных целях служебное положение (в этом факте драматург вывел общественные процессы, начавшиеся в середине 1980-х). А тут еще эта Мария Васильевна со своими странными эмоциями, с претензиями на какое-то особое положение в этой семье...

Для постановки режиссёр Р. Виктюк подобрал великолепный состав актёров. Мать Соколика играла великолепная народная артистка России Римма Мануковская. Его жену – красивая и талантливая Надежда Леонова. А ещё были в спектакле старейший, опытнейший актёр театра заслуженный артист России Борис Крачковский и артист исключительной душевной и физической пластичности Валерий Потанин.

После премьеры спектакль несколько лет с успехом показывали на гастролях в разных городах. Вот как представила игру Евгения Малишевского газета «Вечерний Донецк»: «В форменном, отлично сидящем темно-синем кителе советника юстиции высокого ранга появляется деловой походкой и сам хозяин квартиры — стройный, молодой, внешне самоуверенный, преуспевающий Леонтий Алексеевич Соколик (артист Е. Малишевский)… Эгоизм и бессердечие матери посеяли семена тех же зол в Леонтии Соколике, и он, не задумываясь о последствиях, разбрасывает их вокруг себя. Но так же, как в Бекешиной теплится надежда, что сын хранит память о ней и даст ей прощение, так и у Леонтия живет тайная вера в то, что самая лучшая женщина его мать. Этот момент восхищения понравившейся ему Марией Васильевной хорошо отыгрывает Е. Малишевский. В каждом его взгляде, устремленном на Бекешину, каждом прикосновении к ней явственно читается: «Вы умная, милая, мне бы такую мать». Впрочем, актер щедро использует всю палитру красок на протяжении роли. Отказавшись от прямолинейного изображения мерзавца, Е. Малишевский не оправдывает, но и не судит своего героя, последовательно срывая с него защитные покровы «жертвы» обстоятельств, обнажая уже не суть личности, а суть явления. Спектакль пленяет актерским ансамблем, самой формой существования персонажей на сцене. Правда бытия, правда чувств, правда психологии, высокий накал страстей увлекают, поглощают, цепко держат, не отпуская» (Е. Цимбал. Сто пудов любви. «Вечерний Донецк». 1986. 11 июня).

Впрочем, и воронежские газеты отмечали, что «под руководством Р. Виктюка, режиссера с сильным творческим воображением, спектакль стал отличной школой для молодых актеров — Н. Леоновой, Е. Малишевского, В. Потанина». В сценах с незабвенной Риммой Мануковской режиссер, может быть, впервые дал понять актеру диапазон возможностей его драматического таланта. Евгений, спустя годы, с сожалением вспоминал, что спектакль довольно быстро вывели из репертуара, и он им «не наигрался».

К 1990 году в репертуарном листе актёра было уже 26 разноплановых ролей в спектаклях режиссёров разной театральной школы. Газета «Молодой коммунар», анализируя творчество актёра, писала: «Режиссёры разной эстетической школы (М. Захаров, А. Иванов, Р. Виктюк, Г. Меньшенин, В. Соловьёв, В. Тищенко) берут на главную роль Е. Малишевского, когда требуется интеллектуального плана актёр с мощным драматическим потенциалом, способный создавать сложный, противоречивый, с социальным подтекстом образ. Из этого вовсе не следует, что актёр обделён способностями романтического или лирического героя. Именно ему дважды досталась роль Поэта – в спектаклях «Мирза Улугбек» М. Шейхзаде и «Последняя женщина сеньора Хуана» Л. Жуховицкого» (Евгений Птичкин. Евгений+Елена. Молодой коммунар, 1990, 28 марта).

Всего два года потребовалось актёру, чтобы пройти путь от Подколесина в «Женитьбе» к Подсекальникову в «Самоубийце». Трагически-гротесковый герой блистательной пьесы гениального Николая Эрдмана в исполнении Евгения Малишевского покорял зрителей. Будто это было вчера – слышу его монолог о Человеке, его обращение в Кремль по телефону, в котором главная нота - протест против гнета давящей все живое государственной машины насилия. В подобных сценах актер бесподобен, его интересно и видеть, и слышать, и сопереживать судьбе его персонажа, ибо это судьба Личности. Одно дело, когда страдает тусклый, отгоревший человек, а другое - когда мы видим личность, полную сил и не востребованных обществом творческих возможностей. Это определяет другой масштаб и мирочувствования и мироотношения. И недаром режиссер Анатолий Иванов получил за этот спектакль почетный приз редколлегии журнала «Театральная1жизнь» в номинации «За лучшую режиссерскую работу года». Конечно, в любой его постановке есть художественно выстроенный ансамбль, все части которого в каждый момент работают на главную идею, словно шестерни часового механизма, разработанного зарекомендовавшей себя фирмой с давней и прекрасной репутацией. Но ведь в каждом механизме есть главная, центральная, все определяющая деталь. В спектакле - это главный герой. И факт, что именно Евгений Малишевский своей игрой в большой степени определял его успех, едва ли кто возьмется оспаривать. Очень важно, что комедийное и сатирическое начала в персонажах Н.В. Гоголя и Н.Р. Эрдмана не заслоняют в исполнении актера уважительного и сострадательного отношения к человеку.

Шесть лет в репертуаре театра держалась американская драма «Все в саду» по пьесе Э. Олби с Евгением в главной роли Ричарда.

Спектакль покорил зрителей-москвичей на основной сцене МХАТа имени А.П. Чехова, имел хорошие отзывы московской критики. Но самое неожиданное - это телеграмма из Нью-Йорка в ноябре 1997 года от автора пьесы знаменитого драматурга Эдварда Олби на имя режиссера А.В.Иванова, в которой он выражает большое удивление тем, что его пьеса имеет такой успех в русском провинциальном театре.

 В спектакле «Коломба» по пьесе Ж. Ануя, поставленном в 1991 году, Евгений сыграл одну из главных ролей - Жюльена, нервного, тонкого, не идущего на компромиссы ради выгод, обделенного материнской любовью (в роли матери, великой актрисы Мадам Александры, выступала Римма Мануковская) молодого человека.

 «Коломба» Ж. Ануя

 Коломба – Наталия Мирандола. Жюльен – Евгений Малишевский.

В том же году постановка участвует в фестивале «Актерские звезды России», по итогам которого исполнительница главной женской роли Римма Мануковская становится лауреатом.

И все-таки вершиной творчества талантливого актера и театра в целом в первой половине девяностых годов становится спектакль «Прости меня, мой ангел белоснежный…» по ранней пьесе А.П.Чехова «Безотцовщина».

 «Прости меня, мой ангел белоснежный» по А.П. Чехову

В нем Евгений Малишевский сыграл главную роль, учителя Платонова, драматически насыщенную сменой многих состояний. Ее с успехом в середине пятидесятых играл в Париже знаменитый Марчелло Мастроянни. Красивая во всех отношениях воронежская постановка Анатолия Иванова вызывала восхищение многих критиков. Недаром спектакль установил своеобразный рекорд - участвовал в пяти престижных фестивалях, включая Второй международный фестиваль имени А.П.Чехова в Москве, на котором всю русскую провинцию представляли всего три театра. В те годы этот театральный форум собирал лучшие спектакли со всего мира...

 Судьба играет человеком. Особенно, если человек играет на сцене. Жизнь полна драматических моментов. В какой-то момент случился сбой. Актер, привыкший засыпать, перед тем весь вечер лицедействуя, вдруг оказался не у дел. И опять спасло творчество. Правда, иного плана. Снова волна за волной идут стихи: о театре, о мерзостях и радостях окружающей жизни, о творчестве, об уже ушедшей юности... Спасли от необратимых последствий наработанная до того общая культура, чувство ответственности перед семьей (жена - известная актриса, талантливая дочь), прекрасная русская проза и особенно поэзия. Без творчества не мог. Распределили роли на очередную постановку - имени своего среди счастливчиков не нашел. Пишет творческую заявку на роль Хлудова в «Беге» М.А. Булгакова - получает роль. К сожалению, спектакль среди прочих других, лучших, вскоре исчезает из репертуара. На малой сцене нового здания грандиозная конструкция не умещается. «Жаль, что не успел воплотить образ, к которому был так близок», - скажет он тогда в одном интервью.

 С переходом на малую сцену недостроенного здания актёр лишился ролей во всех прежних постановках. Они не умещались на малой сцене. Не стало и новых ролей. Многих такие перепады психологически подкашивают. Люди начинают ныть, жаловаться на судьбу, впадают в апатию... Выручить могут талант и общая культура. Начиная со школьных лет, Евгений много читал, и писал - стихи. Хорошо знает русскую классику. И он снова начинает писать - стихи, рассказы, пьесы, ставит с актерами сценические композиции по произведениям И.А.Бунина, С.А.Есенина. Артист начинает пробовать свои возможности в режиссуре. Ставит для детей красочную музыкальную сказку «Волшебная лампа Аладдина». Сочиняет и ставит сказку «О том, что было потом». Ставит другие сказки. И, наконец, спектакли для взрослых - «Утешитель вдов» итальянцев Д. Маротта и Б. Рандоне на малой сцене, «Требуется лжец» по пьесе греческого драматурга Д. Псафаса – на большой. Оба спектакля долго собирали полные залы.

 Причём, в случае с греческой пьесой артист Евгений Малишевский в 2003 году в буквальном смысле спас театр в критической ситуации. Был приглашён для постановки режиссёр Ю. Котов, который в 1992-м довольно прилично поставил пьесу П. Мариво «Игра любви и случая». После, примерно, месяца репетиций выяснилось, что ничего не получается у режиссёра с актёрами, а часть денег уже выплачена по договору. К тому же постановка была утверждена управлением культуры. После некоторых колебаний художественный руководитель Анатолий Иванов, хотя артист Малишевский уже не играл в его спектаклях, поручает ему довести постановку «до ума». И Евгений блестяще справляется с поручением. Его постановка значилась в репертуаре несколько лет, собирала аншлаги и при аншлагах была выведена из репертуара волевым решением худрука.

 В новом веке, оставшись без ролей в театре, Евгений продолжал творческую жизнь в Доме актёра. Ставил спектакли, пользующиеся успехом. Проводил творческие вечера. Эти вечера талантливого актёра, режиссёра, поэта собирали многочисленных поклонников.

 …Счастлив человек одаренный, думающий, чувствующий, увлекающийся. Какие бы сюрпризы ни преподносила ему жизнь, он все равно будет искать способы самореализоваться.

 Заслуженный артист России Евгений Владимирович Малишевский - личность явно незаурядная на воронежском творческом небосклоне. И пример его жизни более всего, может быть, убеждает в том, что творчество и культура - две главные спасительные силы.

Назад к списку Назад к списку