ВОРОНЕЖСКОМУ ТЕАТРУ – 230 ЛЕТ!
Пора, наконец, восстановить справедливость в отношении датировки и возраста нашего театра. Дело в том, что ВСЕ старейшие российские театральные города ведут исчисление начала своих театров с первого представления. Независимо от того, где (в доме губернатора или в приспособленном амбаре) происходили театральные действа, кто в них играл (люди «благородного» происхождения, крепостные актёры или «охотники», то есть любители из простых горожан, ставшие на путь актёрства и составляющие так называемую антрепризу). И это правильно, потому что появление в городе населением всего в 10 тысяч человек (а именно таков был Воронеж в конце 1780-х годов) театральных представлений становилось явлением культуры. Облагораживало в какой-то степени жизнь города в целом. Недаром императрица Екатерина II ещё в начале царствования, в 1762 году, заявила: «Театр – школа народная». А при назначении наместников повелела, в первую очередь, открывать народные училища и театры. По дате первого театрального представления в городах ведётся отсчёт в статьях, представленных в Справочнике-путеводителе «Театральные музеи и архивы России», опубликованном на сайте Государственного Центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина, в пятитомной Театральной энциклопедии 1961-1967 гг. издания, на сайтах конкретных театров.
Вот несколько примеров.
Ярославский театр. Старейший театр России. В 2010 году отметил 260-летие. «История его, по преданию, восходит к кожевенному амбару, в котором молодой купеческий сын Фёдор Волков с братьями и друзьями с 1750 года устраивал первые представления своей труппы». (Понятно, что это были любители, или «охотники», как тогда говорили). Известно, что в 1752-м по велению императрицы Елизаветы Петровны ярославские ребята в срочном порядке были привезены в Петербург. Четверо из них были отданы на четырёхгодичное обучение актёрскому действу под руководством первого русского драматурга А.П. Сумарокова в Кадетский Шляхетный корпус. Театральные представления в Ярославле закончились. Городской общедоступный театр появился только в 1882 году.
Калужский театр. Ведёт своё летоисчисление с января 1777 года: «Это было первое культурное заведение в городе, с устроительства которого начал свою деятельность Калужский наместник генерал-поручик М. Н. Кречетников. Для первого спектакля был написан «Пролог на открытие Калужского наместничества» и были выписаны четыре актёра из Петербурга. (Понятно, что это представление не было общедоступным, а четыре актёра не могли составлять труппу). Под театр оборудовали амбар купца первой гильдии Т. Шемякина. В 1820 году здание сгорело…». (Из справки на сайте Центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина). Калуга торжественно отмечала 175-летие своего театра в 1952 году. В Калуге регулярно проводится фестиваль «Старейшие театры России». В 2013 году наш театр также принимал в нём участие.
Тамбовский театр. «Ведёт свою историю с 24 ноября 1786 года. В этот день правитель Тамбовского наместничества Г. Державин в день тезоименитства императрицы Екатерины II устроил в своём доме театральное представление. Ему предшествовал «Пролог на открытие в Тамбове театра и народного училища», сочинённый самим поэтом-администратором. Артистами предстали семьи Свечиных, Беклемишевых, Хвощинских, Мелиных. Этот спектакль был первым в истории нашего города, и от него ведётся отсчёт возраста Тамбовского театра». И ещё информация к размышлению. «В декабре 1788 года Державин был отстранён от должности и покинул Тамбов. С его отъездом театр в Тамбове до 1815 года перестал существовать». (Текст говорит сам за себя. Кто – артисты. Кто - зрители). (Из книги «Тамбовский театр с Державинских времён»).
Теперь приведём свидетельства, дошедшие до нас о явлении воронежского театра. Из «Воспоминаний старожила о Воронежском театре». Начали публиковаться в №48 в «Воронежских губернских ведомостях на 1849 г.» и продолжались в номерах 1850 года: «Существование Воронежского театра началось с 1787 года; устройством своим он обязан бывшему Воронежскому Наместнику Василию Алексеевичу Черткову… По древности своего учреждения и по успехам, с которыми исполнялись на нем самые трудные пьесы, театр наш может стать наряду с первоклассными провинциальными театрами. В театре все было устроено, как следует: сцена, в два яруса ложи, партер и парадиз. Здесь давались спектакли детьми Наместника и особами высшего круга тогдашнего воронежского общества … Вход в театр был бесплатный: лучшая публика приглашаема была на каждое представление по билетам, а парадиз наполнялся чиновниками разных присутственных мест с целью познакомить недостаточный класс с понятиями о драматическом искусстве». Среди свидетельств современников особого доверия заслуживает информация о театре известного российского ученого и одного из патриархов православной церкви в начале XIX века Евфимия Болховитинова. В конце 1790-х он был префектом Воронежской Духовной семинарии.
Сентябрь 1792 года. Болховитинов пишет московскому издателю С.И. Селивановскому: «…в Воронеже новизна та, что театр с воскресенья до воскресенья всё лучше становится, и я не упускаю ни одного спектакля».
В 1793-м умирает наместник Василий Чертков. Фактическим правителем губернии до 1800 года становится А. Б. Сонцов, которого Болховитинов характеризует «любителем и ободрителем наук».
Май 1798 года. В Воронеже учреждена губернская типография. Одной из первых набранных в ней в том году книг была драма «Опыт дружбы», на титульном листе которой значится: «Представлена в Воронеже на благородном театре 1798 года».
1799 год. Последний год Евфимия Болховитинова в Воронеже и подведение итогов его деятельности в нашем крае - книга «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии…». В ней, в частности, есть такое свидетельство: «В числе «градских публичных зданий» отмечается Наместнический дом 2-этажный, строенный в 1785 году… В нем доныне находился театр. Но сего 1799 года указом Правительствующего Сената велено оный дом продать с публичного торгу». И далее, уже в другом месте: «Театр. Он заведен сперва в 1787 году и возобновлен в 1792 году из общества благородных. Но ныне играют на нем кроме того и публичные актеры». Понятно, что речь идет о 1799 годе.
Итак, что же получается. В Ярославле купеческий сын устраивал спектакли в кожевенном амбаре. Через два года они надолго прекратились. В Калуге тоже какой-то амбар приспособили. В Тамбове спектакли ставились в доме губернатора, и через два года они прекратились с его отъездом. А в Воронеже в 1787 году был построен именно театр – партер, ложи в два яруса и галёрка. И, естественно, поскольку столь дорогое удовольствие в Воронеже в центре города существовало, всякий новый губернатор и вице-губернатор и в 1890-е годы стремился возобновить его по назначению, если по каким-то причинам возникали паузы. Об этом и свидетельствуют очевидцы.
О том, что первые театральные представления в Воронеже начались в 1787 году, знали уже в 1930-е годы. В 1938 году, в связи с предстоящими гастролями в Москве, областное книгоиздательство напечатало книгу «Воронежский областной театр драмы». В статье директора театра С.О. Вольфа «Наш театр» читаем: «Воронеж всегда по праву считался одним из старейших театральных городов русской провинции. Первые сведения о театре в Воронеже относятся ещё к 1787 году. А с 1800 года в Воронеже непрерывно работает профессиональный открытый театр». Что из этого следует? А следует, что 150-летний театральный юбилей в нашем городе (даже постройку именно театра, а не приспособленных помещений) Воронеж имел право отмечать в 1937 году. Но ведь это было абсолютно невозможно! Причин было несколько. И одна другой и важнее и страшнее. Во-первых, 1937-й был юбилейным для всего СССР: громко и помпезно отмечалось 20-летие Великой Октябрьской социалистической революции. Во-вторых, в стране готовились и были проведены выборы в Верховный Совет СССР. Главным кандидатом был, конечно, Иосиф Сталин. В-третьих, в 1937-м наступило время «Большого террора». В Воронеже в 1937-1938 годах были арестованы почти все руководители области и города, многие секретари райкомов партии, руководство университета и пединститута, директора заводов и т.д. В таких условиях и речи не могло быть о юбилее «благородного» театра, построенного в доме наместника в 1787 году. Политически опасным в то время был даже сам термин – «благородный» театр…
Юбилейные театральные даты города начали отмечать после Постановления ВЦИК о стационировании театров, вышедшем в 1938 году. Это означало создание постоянной труппы и закрепление актёров в данном городе. Юбилеи были прерогативой областных и городских властей, которые заботились о славе своего города, воспитывали любовь к своему краю, акцентировали внимание горожан на славных страницах его прошлого. Практически театральные юбилеи города стали отмечать только после войны, в начале 1950-х.
Вот и город Воронеж впервые решил отметить юбилей своего театра в 1952 году. И возникает вопрос: почему за дату рождения театра был выбран именно 1802 год, а не 1787-й? Вероятно, определявшие дату решили не рисковать своей карьерой, как и в 1937-м году. К тому же кому-то в самом начале 1950-х попался на глаза титульный лист пьесы (см. фото), отпечатанной в нашей губернской типографии, где сказано, что 13 ноября 1802 года состоялось её представление на воронежском публичном театре. Из текста, более чем ясно, что речь идёт всего лишь об очередной премьере, а отнюдь не об открытии театра. Можно предположить, зачем понадобилось в 1952-м провозгласить хоть какой-то юбилей театра. В 1951-м покинули театр оба ветерана, на которых театр держался с начала 1930-х: умер директор театра Сергей Вольф, уехал в Куйбышев главный режиссёр Всеволод Энгелькрон. При их активном участии воронежская драма была единственным в стране театром, который до войны дважды, и весьма успешно, гастролировал в Москве – в 1935-м и 1938-м годах. И стал известен стране. После их ухода в 1951-м в руководстве театром возникла пауза, ставили спектакли разные режиссёры и даже актёры. И кто-то решил, что театр должен после войны напомнить о себе, возобновить прежнюю славу. Были поставлены выигрышные со всех точек зрения спектакли. Провозглашение юбилея означало гастроли в столице, внимание столичной прессы, череду почётных званий артистам и режиссёрам. Дата была принята партийным руководством, которое тоже, посредством театра, мечтало о славе. Гастроли состоялись в августе-сентябре 1952 года в помещении Театра имени Евг. Вахтангова. Появились одобрительные рецензии в столичных газетах и журналах и т.д. Раз дата – 150-летие в 1952-м - принародно утвердилась, естественно было её продолжать. Так возникли юбилейные 1977-й и 2002-й годы. Несмотря на то, что уже в 1996-м появилась книга историка театра З.Я. Анчиполовского «Старый театр. Воронеж 1787 – 1917». Она практически утверждала датой начала театра – 1787 год.
Сегодня только инерция может помешать нам утвердить справедливость в отношении датировки нашего, поистине одного из старейших российских театров. И если справедливость восторжествует, то в афише Кольцовского театра будет стоять не 216-й, а 231-й театральный сезон.
Можно подписаться, чтобы не пропустить ни одной премьеры
Вы успешно подписаны на рассылку. Получайте самые свежие новости обо всем, что происходит в нашем театре.