От начала до середины девятнадцатого века

Появление и расцвет театра в Воронеже связан с именами славными, фамилиями на российском публичном поприще известными. Это екатерининских времен воронежский наместник Василий Чертков, родоначальник славного рода Чертковых. Это губернатор Федор Пушкин. Это, наконец, губернатор граф Дмитрий Толстой. Именно когда эти славные мужи вершили суд да дело, в наших краях был простор для процветания и образования, и культуры. А вместе с тем и для расцвета театра.

Василий Алексеевич Чертков, воронежский наместник в 1782–1793 гг. Основатель «Благородного театра»

Первый «благородный» театр появился в 1787 году в доме наместника В. А. Черткова. Играли в нем дети губернатора и высших губернских сановников того времени. «Благородный» театр существовал и в 1798 году, о чем говорит отпечатанная в губернской типографии пьеса «Опыт дружбы». С этого года во главе театра вице-губернатор князь Р. И. Ухтомский, которого современники считали прекрасным актером и большим театралом. С 1799 г. на сцене вместе с «благородными» появляются и публичные актеры. Это означает, что театр становится общедоступным.

Проезжавший в начале февраля 1802 года через наш город современник А. С. Пушкина Вигель в своих «Записках» оставил такое свидетельство: «В одном только Воронеже была тогда вольная труппа, составившаяся из охотников и отпущенных на волю крепостных актеров».

От начала до середины девятнадцатого века - Фото 1
От начала до середины девятнадцатого века - Фото 2

В современных энциклопедиях начало воронежского театра датируется ноябрем 1802 года. Это не соответствует новым данным. Первая антрепризная труппа появилась здесь при губернаторе Ф.А. Пушкине в 1801 г. Во главе ее был московский комический актер Петров, открывший сезон оперой Аблесимова «Мельник, колдун, обманщик и сват». Его сменила труппа актера В.Р. Бобровского. Во главе образованной для управления театром дирекции стоял вице-губернатор Л.С. Кологривов. Воронеж имел в то время даже своего драматурга. Это был А.М. Эллин. Под руководством этих трех усердных деятелей театр в течение нескольких лет процветал. В начале ХIХ в. его репертуаре было 37 пьес — в их числе трагедии Сумарокова, а также немецких и французских авторов, «Мещанин во дворянстве» Мольера, «Школа злословия» Шеридана и проч.

Театр того времени «много способствовал исправлению нравов, облагораживанию чувств и просвещению». «Воспоминания старожила». «Воронежские губернские ведомости», 1849, № 49.

Млотковская Любовь Ивановна, лучшая Офелия первой половины XIX века. Играла на воронежской сцене в конце 1820-х и 1839 и 1840 годах

Мы почти ничего не знаем о театре с 1807 по 1820-е годы. Но уже в конце 1820-х столичная «Северная пчела» выделяет театр в Воронеже среди прочих. Спектакли в нем давались 4 раза в неделю, когда в других 1–2 раза. В это время на воронежской сцене блистала лучшая Офелия ХIХ в. Любовь Ивановна Млотковская. Через 10 лет она снова здесь — уже в антрепризе своего мужа М. Ю. Млотковского. Ей посвящали стихи А.В. Кольцов и Н. В. Станкевич.

«Горе от ума» А.С. Грибоедова. Чацкий — И.В. Самарин, Фамусов — М.С. Щепкин, Скалозуб — Г.С. Ольгин.

Среди антрепренёров 1820–30-х гг. О.И. Калиновский, П.А. Соколов, Вышеславцев, П.П. Микульский. События воронежской театральной жизни первой половины ХIХ в. — гастроли великих актеров Малого театра. М.С. Щепкин выступал здесь в 1837, 1846, 1850 и еще в 1863 году, сыграл Городничего и Бурдюкова в «Ревизоре» и «Тяжбе» Н.В. Гоголя, Фамусова в «Горе от ума», Сганареля в «Лекаре поневоле» Мольера, Мошкина в «Холостяке» Тургенева. Великий трагик Малого театра П.С. Мочалов был здесь в 1840, 1846, 1847 и 1848 гг. Среди его ролей — Гамлет и Фердинанд в драме Ф. Шиллера «Коварство и любовь». С начала 1840-х на воронежской сцене выступал увековеченный в «Лесе» А.Н. Островского великолепный актер Николай Хрисанфович Рыбаков.

Мочалов Павел Степанович (1800–1848), великий романтический актёр XIX века. Артист Малого театра. Играл в Воронеже в 1840, 1846, 1847 и 1848 годах. Был другом А.В. Кольцова.