6 июня 2023

АКТЁР «БЕЗ СТРАХА И УПРЁКА»

Николай Тимофеев

К 95-летию со дня рождения Владимира Алексеевича Седова.

6 июня родился лауреат Государственной премии РСФСР (1975), заслуженный артист РСФСР (1977), актёр Воронежского драмтеатра с 1971 по 1981-й год Владимир Алексеевич Седов. Он оставил глубокую память в сердцах и чувствах всех, кто с ним работал в театре, и тех, кто видел его издалека в театральных и экранных ролях. Постановки с его участием воронежские театралы нередко смотрели по несколько раз. Он был яркой личностью и безусловно запоминающейся в созданных им образах. Он был наделён героической внешностью самой Природой. Мне посчастливилось видеть его как в спектаклях, так и в живой жизни. Помню его в холодные ветреные октябрьские дни идущим по проспекту Революции. Без головного убора, в плотно прилегающей к телу куртке, строгого, сосредоточенного. С первого взгляда он производил впечатление холодного монолита, внутри которого происходит термоядерная реакция.

И роли его в Кольцовском театре… Прежде всего он запомнился, конечно, в роли Чешкова в постановке Глеба Дроздова «Человек со стороны» по пьесе Игнатия Дворецкого.

 

«ЧЕЛОВЕК СО СТОРОНЫ» И.Дворецкого. 1972 г. Реж. Г. Дроздов. Худ. Н.Гапонова. Чешков – Владимир Седов.

Это была «производственная пьеса» начала 1970-х, которая всколыхнула «общество застоя», вызвав бурную полемику, многочисленные «круглые столы» как в столице, так и в провинции. А суть в том, что молодой энергичный инженер с передового предприятия назначается начальником литейного комплекса на старый, со сложившимися традициями завод, который уже явно для всех «идёт ко дну» по всем производственным показателям по причине этих самых традиций, когда людей ценят не по профессиональным качествам и делам, а по давним заслугам и личным отношениям друг с другом. И вот молодой инженер со стороны круто и твёрдо наводит производственный порядок ответственности за дело, доказывая своими действиями давнюю поговорку : «хороший человек – не профессия», надо ещё быть отличным и ответственным специалистом. Всё это вызывает естественную реакцию в старом коллективе. В этом суть сюжета. Такой сюжет был нов для того времени и стал первым дуновением «ветра перемен» в обществе. Потом появился фильм «Премия» по сценарию Александра Гельмана. Почти все театры страны поставили тогда по этому сюжету спектакль «Заседание парткома». Наконец, начали выходить на театральные подмостки и пьесы не очень уважаемого господствующей идеологией талантливого Александра Вампилова.

Это были 1970-е годы, в Кольцовском театре годы талантливого режиссёра-экспериментатора Глеба Дроздова, который, как говорят, «держал руку на пульсе времени», тяготел к публицистике, к явным и ясным сюжетам. И такие мощные актёры, сильного, выразительного характера, как Владимир Седов, ценились им по заслугам. За десять сезонов в театре Владимир Седов сыграл всего девять ролей. Но роли эти были либо главные, либо весьма острохарактерные, соответствующие внутренней и внешней фактуре актёра.

В том же 1972-м это была роль инженера Кочаряна в ещё одной «производственной» пьесе «Дело Боброва» драматурга А. Черных. Только действие происходит не в городе, а в селе, где молодой председатель колхоза также пытается наладить жизнь по-новому.

«ДЕЛО БОБРОВА» А. Черных. Режиссёр Г. Дроздов. Бобров – Юрий Кочергов. Кочарян – Владимир Седов.

Спустя пять лет воронежская постановка была снята Центральным телевидением и не раз показана всей стране. Среди главных ролей В. Седова в Воронеже – Иванов в одноимённой драме А.П. Чехова, Князь в популярной в то время грузинской сатирической комедии А. Цагарели.

Но, наверное, не менее, а более, чем в образе Чешкова, Владимир Седов запечатлелся в памяти моего поколения в образе Президента Альенде в известной публицистической постановке Глеба Дроздова 1974 года «Хроника одного дня». Сценарий был создан в содружестве режиссёра с драматургом Эдуардом Пашневым всего за пару месяцев, а в феврале 1974-го, всего спустя четыре месяца после убийства избранного народом президента Чили Сальвадора Альенде в сентябре 1973-го, состоялась премьера на воронежской сцене. Спектакль имел международный успех. Его показывали в Москве, а зрителями были сотрудники латиноамериканских посольств. Солью успеха была личность исполнителя главной роли, а ещё запоминающаяся игра Юрия Кочергова в роли Певца.

«ХРОНИКА ОДНОГО ДНЯ» Э. Пашнева и Г. Дроздова. 1974 г. Режиссёр Глеб Дроздов. Художник Нина Гапонова.

В результате 7 человек, авторы пьесы и исполнители главных ролей, стали лауреатами Государственной премии РСФСР.

Другие роли Владимира Седова на воронежской сцене - Дон Жуан в «Каменном властелине» Леси Украинки, Хомутов в «Провинциальных анекдотах» А. Вампилова, Сатин в «На дне» М. Горького, Стенли в пьесе Теннесси Уильямса «Трамвай Желание», кстати первая постановка в СССР.

Девять постановок в театре за 10 сезонов, среди которых большинство – главные, не так уж мало для актёра. Их могло бы быть и больше. Но… есть очень существенное обстоятельство. С 1963 года Владимир Седов был чрезвычайно востребован в кино. За время работы на воронежской сцене он успел сыграть роли в 12 кинофильмах. Тут надо отдать должное режиссёру Глебу Дроздову: отпускать для съёмок востребованного актёра далеко не каждый режиссёр готов. Обычно режиссёр ставит актёра перед выбором: или – или… А всего с1963 по 1994-й актёр сыграл в 36 фильмах. Среди них есть главные роли. Одна из самых запомнившихся зрителям – роль генерала Карбышева в фильме «Родины солдат» режиссёра Юрия Чулюкина. Фильм посвящён трагической и героической судьбе генерала Карбышева, в начале войны попавшего тяжёлоранненым в немецкий плен и зверски замученном нацистами в концлагере Маутхаузен в феврале 1945 года. Это был фантастически волевой человек. Когда его на морозе, голого, обливали ледяной водой, усилием воли он долго сопротивлялся обморожению. За роль генерала Карбышева Владимир Седов был награждён в 1976-м году Серебряной медалью имени А.П. Довженко. Эта героическая роль не единственная в фильмографии Владимира Седова. В фильме «Им покоряется небо» он сыграл роль лётчика Шарова. А в фильме «Убит при исполнении» главную роль известного дипломата Воровского.

После Воронежа Владимир Седов в 1981– 1997 гг. – артист Саратовского драматического театра, а затем Саратовской областной филармонии (на здании которой в 2012 г. в честь актёра установили мемориальную доску).

Владимир Седов в роли генерала Карбышева в фильме «Родины солдат»

Все театральные и кинокритики сходятся во мнении: Владимир Седов был потрясающе органичен во всех своих ролях. «Психологическая драма и высокая трагедия, лирическая комедия и пьеса плаща и шпаги, откровенная буффонада… Седов везде был органичен. А как он играл любовь! Одними глазами мог сыграть. «Любить на сцене» умеет далеко не каждый. Он в каждом театре был звездой!» – это из критических статей после ухода актёра.

Вот как как писали о нём в одной из газет, «Кто только с ума не сходил по Седову! Седов! Это же наш Жерар Филипп! Как он ходил, разговаривал, общался с людьми! Он не способен был на грубость, на мелкие человеческие поступки».

Владимир Седов воплотил на сцене и в кино немало героических образов. Но ведь и он сам был такой героической натурой! Вот что рассказывают о нём очевидцы. «На съёмках фильма о Циолковском произошла авария – автобус с артистами катился с насыпи. Владимир Алексеевич помогал из него выпрыгивать. Всем помог, никто даже царапины не получил – только сам не успел: придавило упавшим автобусом. Травма казалась поначалу не совместимой с жизнью, не то что с профессией. Однако, беспощадно тренируя израненное тело (год ел стоя – сидеть не мог; изо дня в день, из месяца в месяц: бег–баня–сугроб), смог вернуться в кино и на сцену. Авария аукнулась, болезнь приковала его к постели. Но это будет позже, много позже. А мы запомнили его сильным, харизматичным, ослепительно талантливым, с поразительным даром перевоплощения. Красивым, с необыкновенно лучистыми глазами. Он и жил, как его герои-романтики – военные, лётчики, поэты, – честно и чисто».

А ещё Владимир Алексеевич очень хорошо писал – статьи и стихи.

Владимир Седов в фильме «Им покоряется небо»

«Родины солдат»

«Степь» 1977 г.

 

Николай Тимофеев

Поделиться