Знаковые имена в истории Кольцовского театра
Николай Тимофеев
К 95-летию со дня рождения
З.Я. АНЧИПОЛОВСКИЙ И КОЛЬЦОВСКИЙ ТЕАТР
25.11.1928 – 27.10.2015
В прошлом веке в СССР имело хождение такое выражение: «нашёл свою борозду и пашет её». Понятно, что речь идёт о человеке, который оказался в нужном месте в нужное время, который вовремя нашёл для себя направление интереса, которому посвятил всю жизнь, и которое к тому же оказалось общественно значимым и ещё мало разработанным. Вот о таком человеке и пойдёт речь в моём очередном очерке.
Зиновий Яковлевич Анчиполовский родился в 1928 году в г. Брацлав Винницкой области УССР. С 1934 жил с родителями в Москве. В 1951 году окончил редакционно-издательский факультет Московского полиграфического института. По распределению был назначен в Воронеж, где до 1958 года работал редактором Воронежского книгоиздательства, обслуживающего шесть окружающих областей. В те 1950-е центром культурной жизни областного города был драмтеатр, который по вечерам собирал городскую интеллигенцию и студенчество. Город имел к тому времени уже полуторавековую театральную историю. А в 1950-е в театре ставили спектакли талантливые, российского уровня, режиссёры, такие, как Меер Гершт, а за ним Фирс Шишигин, подаривший театру имя Кольцова после прозвучавшей на весь СССР премьеры «Алексей Кольцов» с экзотическим обозначением жанра «драма-песня». О воронежском театре в те годы писали столичные журналы и газеты. А в Воронеже обсуждением своих постановок в прессе занимались журналисты, работавшие в отделах культуры двух областных газет «Коммуна» и «Молодой коммунар». Нередко уровень суждений таких рецензентов о театре был ниже всякой критики, сводился к оценке идеологической составляющей содержания пьесы.
Зиновий Яковлевич заинтересовался театром и стал собирать о нём материалы. В 1958–1974 годах он уже редактор отдела критики и библиографии журнала «Подъём», в котором в то время печатались молодые талантливые авторы, в основном, с университетским образованием. Работая в редакции журнала, З. Я. Анчиполовский продолжал собирать материалы о воронежском театре. Первая его книга — «Воронежские сезоны» — вышла в 1969-м, была посвящена существованию театра драмы в первое пятидесятилетие советской власти (1917–1967) и, собственно, к этому юбилею и приурочена. Юбилей облегчил появление первой книги о театре, а ее успех выход последующих.
В начале 1970-х в СССР стала активно развиваться гастрольная деятельность театров. В летнее время в Воронеж стали приезжать по три-четыре театра с большим репертуаром. Бывали известные московские и ленинградские коллективы, а также коллективы из Киева, Харькова, Омска, Челябинска, Куйбышева и т. д. Долгом вежливого отношения города к гастролёрам становилась обязательность рецензирования каждой постановки гостей. Для этого, естественно, требовались специалисты, чуткие и к тексту и к его воплощению в образах на сцене. При журнале, который квартировал тогда на одном этаже с писательской организацией в центре города на проспекте Революции, сложилась к тому времени настоящая секция литературной критики.
Зиновий Анчиполовский, возглавлявший отдел литературной критики, решил критиков литературных заинтересовать ещё и театром. Таким образом в самом начале 1970-х возникло в Воронеже совершенно новое явление — секция театральной критики при Воронежской писательской организации. Кроме самого Зиновия Яковлевича театральными критиками стали известные молодые учёные-филологи — Алла Ботникова, Вадим Кулиничев, Бронислав Табачников, Лев Кройчик, Полина Бороздина, Леонид Коробков, Екатерина Мущенко, Владислав Свительский, Валентин Семёнов, Александр Смирнов…
В 1971-м в Воронеже открылся институт искусств с театральным факультетом. Это был ещё один факт признания нашего города в качестве центра культуры всего Центрального Чернозёмья. В 1974-м З. Я. Анчиполовский был приглашён во ВГИИ на должность заведующего кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин. В течение нескольких десятилетий профессор З. Я. Анчиполовский читал студентам интереснейший курс «История и теория мирового театра».
Продолжая основательно заниматься историей провинциального театра, З. Я. Анчиполовский в 1983-м выпускает книгу «Люди русского театра». В ней читатель может познакомиться с историей возникновения сценических представлений в Воронеже в конце ХYIII — начале ХIХ века. В рецензиях тех лет в театральных московских журналах отмечалось: обе книги автора — чуть ли не первые современные исследования истории русского провинциального театра. Рецензенты подчеркивали большой охват событий, закономерностей развития театра в русской провинции, научность подхода к вопросу, опору на богатый библиографический арсенал. Каждая глава этих книг и последующих снабжена указателями на источники, порой двухвековой давности.
Подробно, обстоятельно история воронежского драматического театра двух с лишним веков обобщена в фундаментальной книге «Кольцовский Академический», вышедшей к 200-летию нашего театра, которое отмечалось в 2002 году. Всякий пишущий об истории воронежской драмы в той или иной степени вынужден опираться на предоставленные автором факты и источники. Таким образом, в ХХ веке воронежскому драмтеатру повезло — у него появился свой персональный историк театра. Книги З. Я. Анчиполовского о нашем драмтеатре сегодня может увидеть любой зритель, пришедший на спектакль. В музейной экспозиции, созданной в 2019 году, им посвящена специальная витрина.
Театровед З. Я. Анчиполовский — автор десяти книг об истории всех воронежских театров, старых и молодых, включая Театр юного зрителя, Театр миниатюр ВГУ, а также нынешний Камерный театр.
С семидесятых годов века минувшего Воронеж известен в российских театральных кругах существованием в городе мощной секции театральных критиков и рецензентов. З. Я. Анчиполовский, как уже говорилось, её основатель и руководитель в течение многих лет. В 1978 году в центре Воронежа, напротив ТЮЗа, был построен прекрасный Дом актёра. С тех пор секция, естественно, стала работать при Доме актёра, являясь одним из подразделений Воронежского регионального отделения Союза театральных деятелей России.
В 2003 году заслуги З. Я. Анчиполовского перед воронежской культурой были отмечены дважды. Он был объявлен лауреатом Премии имени Андрея Платонова и лауреатом премии Золотой фонд Воронежской области в номинации Культура. Театральное сообщество отметило плодотворную деятельность воронежского театроведа в конкурсе «Событие сезона». Он стал лауреатом самой почётной номинации — «За честь и достоинство в искусстве».
Ученики профессора З. Я. Анчиполовского, выпускники Воронежского государственного института искусств, работают сегодня в десятках городов России, ближнего и дальнего Зарубежья.
Театральная общественность Воронежа вспоминает имя Зиновия Яковлевича Анчиполовского с Благодарностью.
Можно подписаться, чтобы не пропустить ни одной премьеры
Вы успешно подписаны на рассылку. Получайте самые свежие новости обо всем, что происходит в нашем театре.