31 января 2013

«Лёгкий способ бросить курить»: к чему приводит инертность

Несколько слов о пьесе — отправной точке спектакля. В 2010 году по итогам международного конкурса современной драматургии «Действующие лица» творение модного автора «новой драмы» Дурненкова признали лучшим драматургическим произведением. А уже через год поставили в государственном драматическом театре «На Литейном». Критики спектакль освистали — мол, режиссёр не справился, а пьеса сама по себе очень слабая и непонятная. Кстати, пьесу ругают все. По словам критиков, и Дурненков как драматург не вырос, и нецензурщина там сплошная. Что по мне — пьеса отлично отражает современность и неспособность современных людей в корне менять свою жизнь. Хороша или плоха современная драматургия — на неё нельзя закрывать глаза. Это отражение современности, образа мышления человека 21 века. Литература развивается вместе с обществом — и этот факт нельзя отрицать. Хотя, ругать всегда легче, чем понять.

Вадим Кривошеев поставил пьесу эффектно, делая акценты на особенно важных деталях. В слабостях героев зритель видит свои слабости — спектакль даёт нам понять, что бездействие и беспрекословное подчинение обстоятельствам могут привести к трагедии. В центре истории — инертный неудачник Константин. Впервые в жизни он принимает самостоятельное решение — бросить курить. Неожиданно, этот поступок рушит всё, что было привычно и обыденно, словно плохо собранный книжный шкаф — полка за полкой. Костю играет актёр Антон Тимофеев. На мой взгляд, его неспешная, рефлексирующая манера, как нельзя лучше соответствует сути персонажа — потерянного, инертного, но при этом не имеющего сил честно себе в этом признаться.

«Так жизнь сложилась» — ключевая фраза спектакля. «Хочешь узнать, почему я дружу с такими скучными людьми? — спрашивает Константин у Татьяны, возлюбленной его юности. — Знаю их с детства. Так жизнь сложилась». На что Татьяна отвечает: «Про всё на свете можно сказать “так сложилась жизнь”. Я просто ненавижу все эти фразы». Почти все герои спектакля «плывут по течению». Изменить «направление жизни» пытается лишь школьный учитель Константина и отец Татьяны — Валерий Ильич. Казалось бы, человек немолодой, он начинает действовать: селит у себя двух гастарбайтеров и учит их грамоте. Да, это оборачивается трагедией, но Валерий Ильич никого не винит, он берёт всю ответственность на себя. Роль учителя исполнил Вячеслав Бухтояров (во втором составе Валерий Блинов), актёр «старой» драмы играет очень колоритно. Тут вам и старческая слабость, и верность убеждениям, и дух учителя старой закалки. Его цель — воспитание хороших людей, жаль, что с собственной дочкой Таней (Екатерина Марсальская) у Валерия Ильича не получилось. В спектакле много сюжетных линий, каждая вызывает ту или иную эмоцию, но дуэт отца и дочери получился весьма реалистичным. Так и хотелось спуститься на сцену и надавать грубиянке Тане тумаков — мол, так старика обижать!

Окружение Кости, по сути, люди ущербные. Не принимая жизнь такой, какая она есть, они лишь изощрённо изобретают приёмы самозащиты. Новый начальник Кости — Саша (Сергей Буков), придумал себе брата-близнеца, которого зовёт себе на смену, когда ему что-то не нравится. Жена Кости — Катерина (Анна Кикас) безостановочно пилит мужа и ныряет с головой в месиво сплетен и зависти. Покой и уравновешенность она в итоге обретает — в смерти. Подруга Катерины, Вероника (Ирина Сорокина), вполне обеспеченная женщина, она привыкла получать всё, что хочет. Устроившись в детский сад воспитателем, она понимает, что получить можно не всё и как бы спускается с высоты своего достатка на землю. «Друг» Кости, Дмитрий (Денис Кулиничев), от страха за больную раком жену Соню (Магдалена Магдалинина) уходит в «виртуальный мир» компьютерных игр. Соня мужественно ждёт конца, сочиняет стихи и настойчиво требует внимания. Как ни странно, тема сигарет в спектакле — лишь отправная точка в развитии сюжетной канвы или скорее контрастное действие. Курить Костя бросил сравнительно легко. Несколько раз тянуло к пачке, но не поддался. А вот бросить вызов «течению жизни» и начать действовать — сложнее…  Здесь такие способы не помогут.

Большое внимание режиссёр Вадим Кривошеев уделяет деталям. Это детали-образы, говорящие метафоры со «вторым дном». Например, колёса. Они задействованы везде: катающиеся табуретки, кухонная плита, скамейка… Сергей Буков, который исполнил роль Саши/Коли, передвигается в кроссовках со встроенными колёсиками. Всё это символизирует покорное движение навстречу судьбе — герои как бы катятся по жизни. А мы, зрители, наблюдаем этот реалистичный сюр или сюрреалистичную реальность, кому как удобнее. На сцене академического театра это первая постановка современной пьесы. Привыкшие к традиционному театру граждане топают ногами — это непонятно, это странно, это не нужно нашему театру. Такой кружок ворчащих «огурцовых» из «Карнавальной ночи», которых вафлями не корми, только не показывай ничего из того, к чему они не привыкли. Режиссёр рассчитывал на эту категорию зрителей и пошёл им навстречу — вырезал мат, на который не скупился драматург. Впрочем, от режиссёрской цензуры спектакль только выиграл.

 

Источник: http://nunadozhe.ru/

Автор: 


Поделиться