Многоцветный мир Юрия Лактионова
Даже в многочисленной плеяде творческих талантов Воронежа Юрий Александрович Лактионов был человек «штучный». Настоящий «русский самородок». Выделялся он многоцветьем своих талантов, в реализации каждого из которых был замечен, отмечен и признан. Режиссер-постановщик и художник драматических и оперных спектаклей, актёр театра и кино, драматург, композитор, художник-постановщик кинофильмов, поэт и бард, участник областных и всероссийских художественных выставок. Член Союза театральных деятелей России. Член Союза кинематографистов России.
В 1966-м Юрий Александрович окончил Государственный институт театрального искусства им. А. В. Луначарского. Работал в театрах Смоленска, Новосибирска, Краснодара. В молодости ему посчастливилось вместе учиться или играть на сцене или в кино с такими признанными мастерами, как Инна Чурикова, Иннокентий Смоктуновский, Лариса Голубкина, Донатас Банионис, Анатолий Солоницын… На сцене Воронежского драматического театра им. А.В. Кольцова с 1972-го по 2014-й - 42 года.
В выходных данных многих постановок театра фамилия Ю. Лактионова либо в качестве режиссёра и актёра, либо в качестве художника и актёра, либо в качестве режиссёра и художника («Человеческий голос» Ж. Кокто – моноспектакль Л. Кравцовой, 1985 г.), либо в качестве автора инсценировки, режиссёра и художника-сценографа, художника по костюмам («Муха-цокотуха», 1993 г.). А диапазон постановок: «Записки сумасшедшего» Н. Гоголя – «Муха-цокотуха» К. Чуковского. Сказка получилась феерической красоты: костюмы, музыка, танцы, исполнение…
А теперь вспомним роли Юрия Лактионова на Кольцовской сцене. В 1973-м – романтический образ Лелио в комедии К. Гольдони «Лжец». В 1976-м в «Трёхгрошовой опере» Б. Брехта в постановке Г. Дроздова – художник и исполнитель роли Певца. В том же году в «Провинциальных анекдотах» А. Вампилова в постановке В. Бугрова – сатирического плана роль Потапова. В том же году – роль Цаплина в постановке Валерия Соловьева. В ней актёр был ещё и художником-постановщиком. Спектакль получился уморительно смешной, яркий, сатирический.
В качестве художника-постановщика Юрий Лактионов был в Воронеже нарасхват. И драма, и ТЮЗ, и опера востребовали его постоянно, потому что видели в нём человека необычайной фантазии, умеющего сходу проникать в режиссёрский замысел и выстраивать на сцене предметную атмосферу, в которой актёру легко и радостно работается. Среди них постановки самых разных жанров – фантастические и бытовые сказки, драмы и комедии, водевили, оперы и балеты… Вот лишь некоторые названия: на драматической сцене – «Синие кони на красной траве», «Тартюф», «Женитьба Фигаро», «Слон», «Жестокие игры»; на оперной сцене – балет «Доктор Айболит», опера «Ай, да Балда!», балеты «Ангара», «Пахита», «Каменный цветок»…
С наибольшей полнотой таланты Юрия Александровича раскрылись в годы, когда главным режиссёром был Анатолий Васильевич Иванов (1987-2009). Он умел чувствовать талантливых людей и поощрять их. Так что расцвет чисто театральной, то есть актёрско-режиссёрско-сценографической деятельности нашего героя, приходится на годы зрелые – 1980-е –2000-е. Каждый воплощённый им в эти десятилетия образ вызывает зрительское сопереживание и сочувствие. Вот его персонаж – Хитрый – в постановке В. Тищенко «И будет день…» по пьесе А. Дударева. Натура сильная, вольная, артистичная, склонная и к грубому эпатажу, и к поэтическому воспарению. Воздев руки к небу, полуголый как Иисус, снятый с креста, тщетно взывает он в мрачной полутемноте к обитателям ночлежки: «Лю-ди-и! Я пришёл! Где вы, овечки и рабы Божии, мать вашу за ногу! Пастырь явился, морды немытые, вставайте! Страшный суд грядет! Стра-а-на-а род-на-а-я!».
А вот ещё яркая роль – деревенский «самородок» Кузьма Гладышев, с тупым усердием «преобразующий» природу. Он задался целью вывести «гибрид картохи с помидором» и назвал это «чудо» в духе времени – ПУКС («Путь к социализму»). Актер не жалеет сатирических красок для создания образа идиота-энтузиаста из когорты «учёных», которые позднее будут одержимы идеей повернуть реки вспять (спектакль «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» по повести В. Войновича). «Привык он к амплуа скитальца и бродяги… Но вот попал в любовники – и на него аншлаги!», – такой пассаж Юрий Александрович выдал про себя, имея в виду спектакль «Пришел мужчина к женщине» по пьесе С. Злотникова, в котором он и главный герой, и художник-постановщик, и художник по костюмам, и автор-исполнитель собственных песен. Режиссёр Анатолий Иванов выстроил представление по законам музыкального жанра – сонаты. Контрастирующие темы – встречное движение душ мужчины и женщины, с одной стороны, и внешние обстоятельства жизни – с другой. Всё построено на нюансах, едва уловимых движениях души. И, кажется, именно такой мягкий и интеллигентный мужчина, как Виктор Петрович Ю. Лактионова, должен был прийти к такой женщине, как Дина в исполнении народной артистки России Тамары Семёновой, чтобы получился весьма целомудренный и метафоричный спектакль. Именно благодаря этой постановке родился Юрий Лактионов еще и в качестве барда. Режиссер велел ему научиться играть на гитаре и петь под гитару песни собственного сочинения. Спектакль имел успех необычайный. Премьера его состоялась в 1989 году. А в 1991 корреспондент «Правды» В. Степнов дал ему высокую оценку на фоне возникшей в обществе и в искусстве разнузданности: «Для подлинного искусства нет запретных тем, если творчество опирается на фундамент культуры». Как актуальна эта мысль сегодня! Спектакль оказался рекордсменом в афише Кольцовского театра – почти триста представлений с аншлагом! Выведен из репертуара лишь в 2006 году, – в связи с отъездом актёра на киносъемки к Эльдару Рязанову.
В 1990-е среди лучших актёрских работ Юрия Лактионова – Ласюрет в «Коломбе» Ж. Ануя, Лыняев в постановке А.В. Иванова по пьесе А.Н. Островского «Волки и овцы», Тихий – в «Беге» по М. Булгакову. В новом веке Юрий Александрович сыграл весьма разнохарактерные роли в нескольких постановках – «Ревизоре», «Приходи и уводи», «Безумная ночь, или Женитьба Пигдена», «Собачье сердце». Но я бы ещё выделил роль Фирса в «Вишнёвом саде».
…Мир кино в его жизни возник еще в юношеские годы и сопровождал почти всю жизнь. Студентом он снимается в эпизодических ролях и массовках в фильмах Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу» и «Берегись автомобиля», близко наблюдает работу И. Смоктуновского, Л. Голубкиной и других известных актёров. С Донатасом Банионисом после совместной работы в фильме два года длилась дружеская переписка.
Благодаря разнообразию дарований, наш герой востребуется порой сразу в нескольких амплуа. Учась на четвёртом курсе ГИТИСа, на досуге начал рисовать. Работы начинающего художника множились и удивляли фантазией сюжетов и красок. Почти все картины, выставленные в Доме кино, в Центральном Доме актера были раскуплены или подарены. Некоторые произвели впечатление на кинорежиссёра Вадима Дербенёва. И выпускник ГИТИСа приглашается в качестве художника-постановщика романтического фильма об Александре Грине – «Рыцарь мечты». Сотрудничество с Дербенёвым продолжилось в фильме «Чёрный коридор», где Юрий Лактионов и роль сыграл, и был художником. В течение восьми месяцев, как говорит Юрий Александрович, «жили бок о бок со Смоктуновским, и все вечера проводили вместе, рассказывая друг другу побасенки».
На выставке в воронежском Доме актера в конце 1990-х мне довелось видеть эскизы художника к нескольким фильмам. Запомнилась говорящая тишина, пугающе кричащая, почти апокалипсическая – в эскизах к фильму «Чёрный коридор». Или ностальгическая, как в «Осеннем мотиве»: вечереющий парк после дождя, утяжеленные влагой редкие желтые листья деревьев свисают над одинокими скамейками, тянущимися к пустой раковине эстрады… Всё это производило щемящее чувство исчезающей красоты. Похоже, и мирочувствование и мироотношение Юрия Лактионова определял трагический зазор между чувством красоты этого мира и неизбежностью гибели всего прекрасного, зыбкостью и краткостью наслаждения прекрасным. Это проявляется и в ролях на сцене, и порой в оформлении спектаклей и фильмов, наконец, в стихах, написанных специально для постановок или просто по настроению.
Кинематографическое братство располагает к знакомству и общению. Когда снимали фильм «Чёрный коридор», кинорежиссер Светлана Дружинина приглядела талантливого актёра, художника и исполнителя собственных песен для своего сериала «Тайны дворцовых переворотов». Причём роль предложила «престижную» – блестящего, европейски образованного дипломата Сергея Долгорукого. Так Юрию Лактионову довелось углубиться в российскую историю первой половины ХVIII века. Во время съёмок несколько раз пересекался с Эльдаром Рязановым. Известный кинорежиссёр был очарован бардовскими песнями актера. Так снова Юрий Лактионов оказывается в фильмах прославленного мастера кинематографа. Сначала в эпизодической роли в картине «Тихие омуты», а в 2006 году в «Карнавальной ночи-2». В известном ремейке для нашего героя специально придумана роль слесаря-сантехника дяди Юры. А одну из самых известных в репертуаре «дяди Юры» песен – «Старый клоун» – в фильме исполнил легендарный 92-летний Владимир Зельдин.
Юрий Александрович, как почти всякий многогранно одарённый человек, был очень непосредственным в общении, настолько погружённым в свои творческие фантазии, что совершенно не заботился, какое впечатление на окружающих производит. К каждому он шёл с открытой душой, был готов тотчас же рассказать вчера родившееся стихотворение или занятную историю, напеть новую мелодию. Привыкших непременно держать дистанцию это временами шокировало. Но он не обращал внимания, зла не помнил. Своей непосредственностью, своими необычными бардовскими песнями на съемках «Карнавальной ночи-2» Юрий Лактионов очаровал всю звёздную группу. И Эльдар Рязанов в марте 2007 года подарил необычному воронежцу свой киноклуб «Эльдар» на целый вечер для сольного концерта.
В раннем детстве зародился у Юрия Александровича интерес к бабочкам. Они поражали его своей красотой, когда он мальчишкой бегал по лугам в окрестностях Краснодара. А уже в зрелом возрасте мог проникнуть в совершенно труднодоступные места, чтобы добыть редкий экземпляр. Однажды, это было в Уссурийской тайге, увлёкшись погоней за своей добычей, был задержан для выяснения личности пограничниками… Позднее, напитавшись красотой живых чудес природы, начал создавать рукотворные. Он мастерил своих удивительных созданий из ткани. Сделанные без клея и ниток, они создавали полную иллюзию золотого шитья. После того, как это чудо увидела однажды кинорежиссёр Светлана Дружинина, в ее «Тайнах дворцовых переворотов» появился эпизод, в котором князь Сергей Долгорукий преподносит свой рукотворный подарок русскому царю – на счастье… Вот такой многогранный талант жил-был в нашем городе…
Заслуженный артист России Ю. А. Лактионов скончался 30 января на 81-м году жизни после тяжёлой продолжительной болезни. Похоронен на Левобережном кладбище г. Воронежа.
Николай Тимофеев
Можно подписаться, чтобы не пропустить ни одной премьеры
Вы успешно подписаны на рассылку. Получайте самые свежие новости обо всем, что происходит в нашем театре.