«Мост короля Людовика Святого» — серьезный, глубокий разговор о самом главном
Премьеру в академическом театре драмы имени Алексея Кольцова ждали с большим нетерпением. Очень хочется, чтобы театр заработал ритмично, интересно, и чтобы публика шла не только посмотреть на возрожденное здание, но и прикоснуться к тем сторонам духовной жизни Воронежа, с которыми всегда связывалось существование в городе академического театра драмы имени Кольцова. Это все-таки 211-й сезон! В России еще только два города могут похвастать таким театральным стажем — Ярославль и Калуга.
И вот мы в театре. Мы видим инсценировку повести Торнтона Уайлдера «Мост короля Людовика Святого». Торнтон Уайлдер — замечательный американский писатель. Его пьеса «Наш городок», которая идет в Молодежном театре в Москве — яркое явление искусства, к сожалению, недооцененное российской критикой.
«Мост короля Людовика Святого» — не пьеса. Это повесть. Точно так же, как и «Мартовские иды» потрясшие в свое время читающую публику.
Инсценировку «Моста» предложил Владимир Сергеевич Петров — постановщик спектакля. Что меня, прежде всего, радует, волнует, подкупает — стремление Петрова говорить о вещах серьезных. Потому что, когда мы смотрим бесконечные сериалы, когда мы смотрим Бог знает что, когда из искусства уходит нота жизни, отражение ее сути, становится очень грустно. Петров говорит о сути, о главном: о жизни и смерти, о таинстве отношений между людьми, порой даже близкими людьми. О хрупкости человеческого существования. О случайности и закономерности в жизни каждого человека, о том, что составляет глубинную константу человеческого бытия.
Меня всегда завораживает это стремление художника говорить о главном. А Петров предлагает нам продолжение темы интеллектуальной драмы. Он начал в «Аресте», блистательно заявив о себе в Воронеже, и продолжает эту линию. Что-то удалось, что-то не удалось. Была его «Река Потудань» по Платонову. Там тоже об этом идет речь. То есть Петров здесь уже проявил себя как мастер интеллектуальной драмы, драмы, насыщенной подлинными чувствами и глубокими мыслями. И это радует больше всего.
Второй момент. Мне кажется, ему удалось прочитать эту повесть и интерпретировать ее в ярких характерах. Я был на самых первых спектаклях. Не все еще устоялось. Не везде были подвинуты темпоритмы. Не все актеры еще вжились в свои характеры, свои роли, не нащупали эти связи, которые их соединяют друг с другом. Но было ясно, что то, что делает Елена Гладышева, то, что делает молодая Ембулаева, то, что делают Сергей Карпов и Александр Смольянинов, это очень серьезно. И это публику, конечно, настраивает на глубокое переживание. Я сам видел, как у людей появлялись слезы. И когда публика на первых спектаклях стоя приветствовала актеров, это было здорово.
И, наконец, третий момент, который меня очень порадовал. Мне кажется, что Владимир Сергеевич Петров технологически уже освоил эту сцену. И возможности, которые дает новое театральное оборудование, им использованы в спектакле чрезвычайно интересно: световой занавес, разные плоскости, в которых существуют актеры, проекции. То есть зрелище получается очень впечатляющее. И публика это чувствует. Может быть, она хочет чего-то другого — более легкого действа, незамысловатых ходов. Но Петров предложил это прочтение. И, как мне кажется, одержал победу.
Спектакль этот будет, безусловно, расти. Роли актеров, занятых в спектакле, будут становиться еще полнокровнее, гуще, ярче. Мне думается, это будет явление, которое можно будет предъявить и миру, и городу.
Текст: Бронислав Табачников
Фото: culturavrn.ru
Источник: Культура ВРН
Можно подписаться, чтобы не пропустить ни одной премьеры
Вы успешно подписаны на рассылку. Получайте самые свежие новости обо всем, что происходит в нашем театре.