9 мая 2018

Второй "Дом Островского" - в Воронеже

Второй «Дом Островского» – в Воронеже (к 195-летию со дня рождения драматурга)

Общеизвестно, что русский национальный театр как явление художественной жизни вполне оформился лишь во второй половине ХIX века – с появлением на сцене пьес А.Н. Островского. Им создано 47 произведений самостоятельно и 7 в соавторстве. По крайней мере, треть названий из этого количества можно встретить в афишах театральной России и сегодня. Более подробно о роли драматурга принято вспоминать в связи с юбилеями.

В первой декаде февраля 1998 года в Александринском театре в Санкт-Петербурге проходил фестиваль пьес А.Н. Островского, посвящённый 175-летию великого русского драматурга (1823-1898). Параллельно работала научная конференция, на которой выступали известные учёные, театроведы обеих столиц. Мне довелось быть там единственным докладчиком, представлявшим российскую театральную провинцию. Главным тезисом моего выступления было довольно смелое утверждение, что воронежский театр имеет право претендовать на звание «Второго «Дома Островского» вслед за Малым театром или, как вариант, «Дома Островского в провинции». Напомню: «Домом Островского» зовут Малый театр, с которым связана вся жизнь драматурга и который в последние годы был фактически его художественным руководителем. Недаром в 1929 году бронзовый Островский внушительных размеров по-хозяйски уселся на гранитном постаменте справа от входа театр.


Итак, Воронеж, объявил я на конференции, претендует быть вторым «Домом Островского». Естественно, для подтверждения столь смелого утверждения требовались факты и доказательства. Главный тезис моего доклада заключался в следующем. Да, конечно, А. Н. Островский утверждался как драматург в первую очередь на сцене Малого театра в Москве. Почти тотчас же его новые пьесы ставились самим автором в Александринском театре в Петербурге. Но ведь это далеко не вся Россия. И всерьез об утверждении драматургии Островского на российской сцене можно говорить только после того, как её поняла, приняла и полюбила русская провинция. И Воронеж, в силу благоприятного стечения обстоятельств, был одним из первых таких городов.

Как известно, А.Н. Островский дебютировал на сцене Малого театра 14 января 1853 года комедией «Не в свои сани не садись» в бенефис Любови Павловны Никулиной-Косицкой, Уже в феврале того же года А.Н. Островский в Петербурге ставит эту же пьесу на сцене Александринского театра. Представление в обеих столицах прошло с большим успехом. «Со сцены наконец-то послышались новые слова, новый язык, до того не слыханный, появились живые люди», – писал И.Ф. Горбунов, прозаик, публицист, активный сотрудник московских журналов середины 1850-х.

Воронеж к середине 1850-х имел славу одного из самых театральных городов России. Петербургская «Северная пчела» №23, которую издавал небезызвестный Фаддей Булгарин, ещё в 1829 году, оценивая состояние театральной жизни в России, писала, что только в 13 городах есть русские театры (кроме того были немецкие, польские, итальянские, французские). Выделяя первым разрядом Харьков, Одессу и Воронеж, газета подчёркивала: «В Воронеже четыре раза в неделю играют большие оперы, трагедии, драмы и комедии. Начало в 7 ½ часов». В других городах, отмечала газета, спектакли идут всего лишь один, два или три раза в неделю. 


Надежда найти театральных ценителей и удобное географическое положение – Воронеж не миновать на пути из Петербурга на Кавказ или из Киева на Волгу и Урал – привлекали в летнее время в наш город лучших актёров императорских театров двух столиц. Их надежды заработать деньги на воронежских зрителях обычно радостно сбывались. Недаром в первой половине XIX века на воронежской сцене частенько выступали ведущие актёры Малого театра М.С. Щепкин и П.С. Мочалов. 
К середине 1850-х в Воронеже уже были гимназия, кадетский корпус и духовная семинария и, естественно, сложилась значительная культурная прослойка, в среде которой живо обсуждались вопросы общественные, литературные, театральные. Один из таких кружков создал выпускник Казанского университета советник Воронежского губернского правления Н.И. Второв. Редактор «Воронежских губернских ведомостей» В. Средин регулярно печатал новости воронежской театральной жизни не только в своей газете, но и в столичном журнале «Пантеон». В 1854 году, проездом на юг, в Воронеже на несколько дней задержался известный в ту пору поэт, писатель, драматург, государственный и общественный деятель Нестор Кукольник. Он пришёл в восторг от увиденного здесь «сочувствия изящному»: «Довольно указать на театр, который по составу труппы положительно процветает». 

О явлении пьес А.Н. Островского на столичных сценах Воронеж мог узнать как из столичных газет, так и от побывавших здесь столичных артистов. Например, известно, что осенью 1853 года на воронежской сцене играл комический актёр Малого театр В.И. Живокини…

И нет ничего удивительного, что комедией «Не в свои сани не садись» открылся в Воронеже летний сезон 1856 года. А еще раньше была показана пьеса «В чужом пиру похмелье...» Обе положительно отрецензированы в «Музыкальном и театральном вестнике» в Петербурге. И вот, начиная с середины 1850-х годов и до конца 1870-х, воронежский театр уже не расстается с его драматургией, ставя одну пьесу за другой вслед за Малым и Александринским театрами. Издававшийся в северной столице журнал «Русская сцена», оценивая репертуар воронежского сезона 1863-1864 годов, отмечает, что наш театр имел в репертуаре десять (!) пьес А.Н. Островского. Тут уж и впрямь: «особая симпатия».

Одной из причин популярности пьес великого драматурга именно на воронежской сцене, безусловно, являлось присутствие в труппе в те годы Ивана Васильевича Колюбакина, большого приятеля А.Н. Островского. Он знал и любил сочинения Островского ещё до начала их сценической жизни, когда драматург в конце 1840-х – начале 1850-х читал их в салонах то у С.П. Шевырева, то у М.П. Погодина. В то время И.В. Колюбакин учился в Московском университете, но вынужден был прекратить учебу и по семейным обстоятельствам уехать в провинцию. В 1858-м он обосновался в Воронеже на целых семь лет. И.В. Колюбакин был одним из самых выдающихся исполнителей ролей в пьесах А.Н. Островского.

О том, что пьесы А.Н.Островского были в то время в особом почете у воронежской труппы и публики, свидетельствует еще один факт. Весной 1860 года, уже тяжело больной, великий актер Александринского театра А. Е. Мартынов, чтобы поправить материальное положение, отправляется на летние гастроли по театральным городам. Первым в его маршруте значится Воронеж. Далее – Харьков – Одесса - Крым. В Москве к нему присоединяется А.Н. Островский. В наш город они прибывают в середине мая. Восемь дней в Воронеже были днями настоящего триумфа великого артиста и великого драматурга. Еще бы! А.Е. Мартынов был в то время лучшим исполнителем роли Тихона в «Грозе», которую представляли три вечера подряд. А губернатор Воронежа граф Дмитрий Толстой, он же главный директор театра, оказался горячим поклонником драматурга. Во время одного из торжественных приемов, на котором присутствовала вся воронежская интеллигенция, он сразил драматурга заявлением, что «знает его пьесы наизусть, кроме них ничего не может смотреть и подсказывает актерам, когда те соврут». Вот вам лишнее подтверждение роли личности в истории, в данном случае, в истории воронежского театра.

Если в Воронеже «Гроза» была принята «на ура», то одесский генерал-губернатор А.Г. Строганов запретил её представление. Была цензура императорская, а была – местная. Это правило: что дозволено столице может быть не дозволено провинции, – действовало и в недалекие наши дни.

Но времена менялись. В 1880- 90-е годы интерес зрителей к произведениям А.Н. Островского заметно поубавился. Были лишь непродолжительные периоды всплеска такого интереса, в основном связанные с гастролями великих актеров Александринского театра, кстати, почему-то чаще, чем «великих москвичей», хотя Москва географически ближе. Правда, некоторые лишь позже стали «великими александринцами», а начинали именно в Воронеже. Видимо, Воронеж произвел не совсем уж плохое впечатление на будущих корифеев «Александринки», если и В.Н. Давыдов, и В.П. Далматов, и М.И. Писарев наведывались сюда на гастроли и в более поздние годы – уже получив известность в столице. А вслед за ними – и М.Г. Савина и А.П. Ленский. В 1990-е годы воронежскую молодёжь пленила М.Н. Ермолова, великая актриса Малого театра, исполнившая роль Катерины в «Грозе». В 1903 году воронежскую публику поразила глубиной сценического проживания в роли Ларисы в «Бесприданнице» и Вари в «Дикарке» великая В.Ф. Комиссаржевская. 

В начале XX века Островского ставили не часто и лишь ограниченный круг пьес. Тем больший интерес вызывает сообщение о том, что в селе Новопокровское Бобровского уезда (в черте села находилась станция Лиски) «члены общества трезвости образовали кружок любителей драматического искусства». «Кружок решил держаться серьезного репертуара. В последние два спектакля, – сообщается в заметке за подписью «Сельчанин», – были поставлены «Лес» и «Без вины виноватые». Далее идёт оценка игры. И в том числе: «Такого Аркашку, как г. Годин, не всегда встретишь в исполнении профессионального актера».

После революции 1917 года А.Н. Островский снова появляется в репертуаре. Его пьесы выручали театры в 1920-е годы, когда требуемая властью «революционная» драматургия ещё не созрела, а репертуар надо было чем-то наполнять. С 1919 по 1929 на сцене Большого Советского (так назывался тогда наш драмтеатр) его пьесы ставили более десяти раз. Критика этого периода, правда, скупа количеством, да и качества невысокого.

В 1930-е на воронежской сцене было время пьес М. Горького. За десять лет – с 1935 до 1944 года – были поставлены всего три пьесы А.Н. Островского.


После войны пьесы А.Н. Островского снова появляются – в постановках главного режиссёра В.М. Энгелькрона. Восторженно писали критики в 1950 году о Розе Матюшкиной-Ларисе в «Бесприданнице». Позже, уже под фамилией Балашова, бывшая воронежская актриса оказалась среди ведущих в труппе Александринского театра. 

Актёрство, может быть, единственная человеческая профессия, в которой человек может встретиться с собой на разных возрастных высотах. Это происходит, когда в юности актриса играет хорошеньких дочек, невест, а спустя десятилетия попадает в ту же пьесу уже в качестве «маменьки». С Риммой Афанасьевной Мануковской, великой актрисой, которую, конечно же, и сегодня помнят многие воронежцы, такое происходило неоднократно, особенно в постановках пьес Островского. Так, в 1957-м она сыграла роль Лидии Чебоксаровой в «Бешеных деньгах». А в конце 1980-х тоже Чебоксаровой, но уже мамы. Это была её девятая встреча с великим русским драматургом.


А десятая случилась в спектакле «Резвые крылья амура…» по пьесе «Волки и овцы» в постановке народного артиста России Анатолия Иванова. Если в 1960-м она вышла на сцену в роли прелестной и хитрой обольстительницы Глафиры, то в 1994-м уже в роли Меропы Мурзавецкой, хищной, коварной и влиятельной помещицы, которая держит в своих властных руках целую губернию. Впрочем, характер получился сложный, многоплановый: в нём коварство граничит с простодушием, ханжество и лукавство – с искренней богобоязненностью. За эту роль актриса получила престижную премию имени Фаины Раневской на фестивале «Русская комедия» в Ростове-на-Дону. 


Вообще её роли в пьесах А.Н. Островского были самыми отмеченными столичной критикой. В 1966-м известный театровед Г. Холодов на всесоюзной конференции с полчаса рассказывал о трактовке Риммой Мануковской роли Ларисы в спектакле «Бесприданница». А в 1973 снова одна из первых премий, на этот раз на фестивале в Костроме, за роль Реневой в постановке «Светит, да не греет».

«Бесприданница» А.Н. Островского в постановке народного артиста России Анатолия Иванова стала последней «песней» на старой сцене старого здания. Это случилось в 1996 году. И всё-таки театр с этим спектаклем успел принять участие в III Международном фестивале имени А.П. Чехова в Москве. И недаром. Отличные рецензии ведущих критиков страны появились тогда в главных театральных журналах. 


А в 1999 году А.В. Иванов ставит «Доходное место». Спектакль был снят московским телеканалом ТВЦ, показан в телеэфире. А в 2000-м году показан на исторической сцене Малого театра в программе фестиваля «Островский в «Доме Островского». Конечно, это был большой праздник для всего коллектива. 


Последней постановкой из репертуара пьес А.Н. Островского для А.В. Иванова стал «Банкрутъ» («Свои люди – сочтёмся»). В ней несколько блистательных актёрских работ. Но, конечно, следует отметить, в первую очередь, исполнителя главной роли купца Большова заслуженного артиста России Вячеслава Зайцева. Ему веришь, им любуешься с первого появления на сцене до последнего. Впрочем, постановка эта – великолепный ансамбль, в котором нет зазора. Недаром спектакль был представлен на трёх международных фестивалях – в турецком Трабзоне, в Таганроге и в Липецке.


Суммируя изложенное выше, можем с гордостью констатировать: воронежский театр драмы в течение полутора веков с честью нёс зрителям правдивое, добротное искусство великого русского драматурга Александра Николаевича Островского.

Николай Тимофеев, архивариус театра

 

Поделиться