12 апреля 2018

Максим Горький и воронежский театр

 

В ХХ веке драматургия М. Горького входила в репертуар воронежского театра двумя широкими волнами. Обе воронежские волны совпадали с периодом, когда автор известных романов и повестей вдруг активно переключался на драматургию, и из-под его пера выходили одна за другой пьесы, каждая из которых тотчас же появлялась на сцене и становилась явлением общественной и художественной жизни России. Это случалось дважды: в первом десятилетии века и в начале 1930-х.

В самом деле, в период с 1901 по 1910 годы им написано десять пьес, среди которых самые востребованные в течение всего ХХ столетия и которые продолжают быть таковыми и сегодня – «Мещане», «Враги», «На дне», «Варвары», «Дачники» и т.д. В начале 1930-х известный пролетарский писатель Максим Горький вновь возвращается к драматургии и создаёт пьесы «Сомов и другие», «Егор Булычов и другие», «Достигаев и другие», дважды перерабатывает жёсткую драму «Васса Железнова».


Популярность пьес М. Горького на воронежской сцене в оба эти периода обусловлена счастливым совпадением: и в начале века и в начале 1930-х репертуар театра определяли люди умные, талантливые, просвещённые.

Итак, по порядку. С начала 1901 года по 1904-й антрепризу в Воронеже держал дворянин с университетским образованием А.А. Линтварёв, хорошо знающий репертуар Московского художественного театра. Это был новый тип антрепренёра-режиссёра в полном смысле этого последнего слова. Ведь режиссура как театральная специальность тогда только зарождалась. 

Интересно, что в числе первых поставленных им на воронежской сцене авторов был именно М. Горький – инсценировка повести «Фома Гордеев». Но вот в 1901-м появляются «Мещане», пьеса, в которой впервые на сцену выведен новый социальный тип – рабочий-машинист Нил. Пьесу разрешено играть только на цене МХТ. Наконец, 12 октября 1902 года запрет сняли, и уже 26 ноября того же года она на сцене воронежского театра. Как писал «Воронежский телеграф», «спектакль стал гвоздём сезона, имел феноменальный для провинциальной сцены успех – был показан 11 раз вместо 2-3-х, как это обычно бывало».

Следующей на очереди, вслед за МХТ, была постановка пьесы «На дне». Для этого потребовалось ходатайство губернатора перед властями в Петербурге. Власти позволили, и Воронеж едва ли не раньше всех других городов российской провинции смог оценить революционное по своему содержанию произведение М. Горького. Премьера состоялась 4 февраля 1903 года. «Пьеса привлекла массу зрителей, среди которых идут оживлённые толки», – резюмировал «Воронежский телеграф» 7 февраля. Как и «Мещане», пьеса «На дне» прошла на воронежской сцене 11 раз.

Повезло Воронежу и в революционном 1905-м, когда здесь держал антрепризу известный в то время актёр, режиссёр и общественный деятель П.П. Струйский. Уже в январе 1905 года гастрольная труппа А.Т. Поляковой несколько раз играла новую пьесу М. Горького «Дачники». В конце ноября того же года, помня о январском успехе, её ставит П.П. Струйский. А уже 14 декабря он же ставит только что написанную драматургом пьесу «Дети солнца». Созданная в том же месяце под редакцией известного деятеля А.И. Шингарёва газета «Воронежское слово» поместила серьёзный анализ пьесы и постановки с весьма выразительным политическим выводом: «Для обновления пришедшей в ветхость русской действительности требуется единение всех наличных сил общества». Право же, стилистика общественной риторики за последние почти 120 лет практически не изменилась!

В 1906 году воронежцы увидели на своей сцене инсценировку повести М. Горького «Трое», затем ещё раз «Дети солнца» и новую пьесу пролетарского драматурга «Варвары». В декабре 1906 года Воронеж весьма торжественно отмечал 25-летний театральный юбилей П.П. Струйского. И недаром. В мемуарах тех лет о нём имеются весьма признательные отзывы: «Это был тип антрепренёра-бессребреника, для которого художественная сторона драматического театра стояла выше его материального значения». В 1914 году в Москве на Большой Ордынке он создаёт свой «Театр П.П. Струйского», занявший почётное место в культурной жизни города. Сегодня в нём находится филиал Малого театра.

Везло Воронежу с театральными деятелями и знаменитыми гастролёрами и в последующие до событий 1917-го годы. С 1911 по 1918 здесь держал антрепризу ещё один выдающийся театральный деятель В.И. Никулин, автор уникальных мемуаров «Записки театрального директора», изданных в 1942 году в Нью-Йорке, отец известного советского писателя, лауреата Сталинской премии Льва Никулина. Это предреволюционное время известно в истории культурной жизни города интересным репертуаром, отличным подбором актёров и приличным исполнением известной классики, в число которой уже вошли к тому времени пьесы М. Горького. Весьма интересный факт подчёркивает в своей книге «Кольцовский Академический» известный театровед З.Я. Анчиполовский: «К концу 1915 года театральные представления прекратились в 107 городах, но не в Воронеже». Воспользовавшись обстоятельством, что многие талантливые провинциальные актёры оказались не у дел, В.И. Никулин усилил ими воронежскую труппу…


Новый «горьковский период» на воронежской сцене совпал с началом 1930-х. Здесь волею судеб оказался Александр Игнатьевич Канин, который в ближайшие четыре года стал центром притяжения в Воронеж большой группы талантливых молодых актёров, которые в течение трёх последующих десятилетий определяли лицо театра, в результате чего воронежский стал одним из первых фактически стационарным театром. А.И. Канин (1877-1953) в начале века играл в труппе МХТ, в том числе и в пьесах М. Горького, общался с автором. В 1904 окончил школу МХТ, ученик В.И. Немировича-Данченко. В сезоне 1908-09 гг. был приглашён в Воронеж, где поставил «Вишнёвый сад» А.П. Чехова, «Доходное место» и «Бедность не порок» А.Н. Островского, «На дне» М. Горького.

И вот в 1931-м он снова здесь. И первая его постановка в том году – «Мещане», в следующем – «На дне». Утверждают, что он знал текст пьесы наизусть и в любой момент мог заменить любого актёра в ней. В том же году М. Горький дарит земляку-волжанину (А.И. Канин родился в Саратове, М. Горький, как известно, в Нижнем Новгороде) свою новую пьесу «Егор Булычов и другие». 31 января 1933 года состоялась её премьера на воронежской сцене. Это была третья постановка после Москвы и Ленинграда, то есть первая на периферии. В спектакле играли актёры, чьи имена позже вошли в театральные энциклопедии. Булычова играл М.А. Зимбовский, Шуру – З.К. Чекмасова, Пропотея – Г.А. Шебуев. Наш город обязан памяти замечательного режиссёра и человека А.И. Канина и тем, что благодаря его организаторским и педагогическим талантам в 1932 году появилось Воронежское театральное училище, которое стало готовить молодые кадры для сцены.

В 1934-м А.И. Канин покидает Воронеж. Горьковскую эстафету продолжает В.М. Энгелькрон, главный режиссёр с 1930 года по 1935-й, а затем с 1938 по 1951-й. В 1934 он ставит пьесу «Достигаев и другие», созданную автором всего два года назад, а в 1935 – «Дети солнца». Это была первая постановка в СССР после 1917 года. Летом того же года Москва организует первые гастроли периферийных театров в столице. Были приглашены воронежский, смоленский и новосибирский театры. Воронежцы показали пять спектаклей. Постановка «Дети солнца» получила хорошие отзывы в столичной печати. В том же 1935-м актёр и режиссёр Г.М. Васильев ставит пьесу М. Горького «Враги».


В 1935-м в Воронеже появляется ещё один ученик мхатовской школы - Сергей Николаевич Воронов (1882-1938, умер в Воронеже). Его творчество было связано с МХТ с 1909 по 1915 год. Самая успешная его сценическая работа здесь – роль Смердякова. В.И. Немирович-Данченко в письме актрисе М.П. Лилиной писал, что Воронов по исполнению «бьёт Качалова», который играл Ивана Карамазова… На воронежской сцене С.Н. Воронов за три года поставил три пьесы М. Горького - «Последние», «Варвары» и «Мещане». Н. Садковой в книге «Воронежский областной театр драмы», изданной в 1938 году специально к новым гастролям в Москве, писал в духе того времени: «В Горьком театр видит учителя, помогающего ему овладеть методом социалистического реализма. Без горьковской пьесы мы не мыслим себе нашего репертуарного плана». На столичных гастролях 1938 года были показаны две постановки пьес М. Горького – «Последние» и «Варвары». О воронежских «Варварах» центральные газеты и театральные журналы писали в тоне восхищения: «Спектакль поражал яркостью красок и особой творческой мощью».



Драматургия М. Горького, безусловно, из разряда высокой классики. В ней ясная авторская мысль, реалистичные, яркие, узнаваемые типы и обстоятельства, органичная динамика событий. Постановки его пьес - хорошая школа и для актёра, и для режиссёра. В период с 1931 по 1984 год имя М. Горького в афише театра встречается 24 раза, больше, чем какое-то другое имя. Из 16 написанных им пьес на сцене драмтеатра в ХХ веке поставлено двенадцать. В разные десятилетия ХХ века одну и ту же пьесу по-разному ставили режиссёры разной театральной школы. Так, «Мещане» в 1931году поставил А.И. Канин, в 1937-м – С.Н. Воронов, в 1945-м – П.Н. Трапезников, в 1967-м – М.А. Гершт. «На дне» - в 1932-м А.И. Канин, в 1958-м – Ф. Е. Шишигин, в 1975-м – Г.Б. Дроздов.

В пьесах М. Горького в разные годы проходили хорошую школу актёры, составившие славу театра. Так, в «Мещанах» 1945 года роль рабочего Нила колоритно сыграл будущий народный артист СССР Сергей Папов. Он же сыграл главную роль Антипы в пьесе «Зыковы» в 1948 году в постановке В.А. Менчинского. В 1954-м в постановке Е.М. Сахарова «Враги» запоминающийся образ Якова Бардина создал будущий народный артист РСФСР Пётр Вишняков. Одна из лучших ролей народного артиста РСФСР Николая Дубинского – часовщик Яковлев в «Фальшивой монете» 1968 года. А какой колоритный ансамбль создал Глеб Дроздов в 1975 году в постановке «На дне»! В числе его участников были заслуженные артисты РСФСР Юрий Платонов, Евгений Смирнов, Владимир Седов…


В день 150-летия со дня рождения великого писателя, драматурга А.М. Горького Кольцовский театр покажет премьеру «Куда летишь, кукушечка…» по пьесе «Старик» в постановке режиссёра Александра Сидоренко. Пьеса эта, созданная в 1915 году, из числа редких на театральной сцене. Утверждается, что всего пять театров отважились осуществить её постановку. Среди них Малый театр и Театр Российской Армии, а также драмтеатр во Пскове. Причина, вероятно, в жёсткости и глубине философского содержания её фабулы. В предисловии к американскому изданию М. Горький писал: «В пьесе "Старик" я старался указать, как отвратителен человек, влюблённый в своё страдание, считающий, что оно даёт ему право мести за всё то, что ему пришлось перенести. Но если человек убеждён в том, что страдание даёт ему право считать себя исключительной личностью и мстить другим за свои несчастья, - такой человек, по моему мнению, не принадлежит к людям, заслуживающим уважения. Вам это будет понятно, если вы представите себе человека, поджигающего дома и города только по той причине, что ему холодно!"

Удивительно, но эта проблема – мести - и сегодня, в связи с новой волной осмысления произошедшего с Россией в ХХ веке, оказывается снова актуальной. Фильмы и телепередачи, посвящённые 100-летию Октября 1917 года, открыто трактуют идею мести. Из сериала «Меморандум Парвуса» В. Хотиненко мы ещё раз убеждаемся, что Ильич мстил России за брата, казнённого в 1887 году за подготовку покушения на императора Александра III (что ж, его, Александра Ульянова, за это деяние путёвкой на курорт что ли награждать)… В это же русло мести вписывается и уничтожение И.В. Сталиным «ленинской гвардии большевиков», многие из которых знали о неблаговидных поступках «вождя народов» до 1917 года, когда он ещё не был вождём, а всего лишь весьма подозрительным политзаключённым или ссыльнопоселенцем то в Вологодской губернии, то в Енисейском крае.

В общем, драматургия М. Горького и сегодня продолжает формировать сознание человека. И мы, воронежцы, можем быть благодарны великому пролетарскому писателю и за то, что в эти юбилейные дни имеем право и возможность вспомнить имена выдающихся режиссёров и артистов, которые талантливо представляли горьковских героев на воронежской сцене и сделали в ХХ веке воронежский театр драмы известным всей стране.

 Николай Тимофеев, архивариус театра

Поделиться