17 июля 2023

Кольцовский театр проводил в последний путь народного артиста России

14 июля коллектив театра собрался в большом зале, чтобы попрощаться со старейшим артистом Воронежской области, который за полвека создал на сцене целую галерею запоминающихся образов. Его выдающиеся заслуги высоко оценены государством и любовью зрителей.

Народный артист России Анатолий Гладнев – Почётный гражданин Воронежской области, лауреат Специальной премии «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» Российской Федерации, Национальной театральной премии «Золотая Маска», премии Центрального федерального округа в области литературы и искусства и многих других наград и премий…

Гроб с телом для прощания был установлен в центре сцены, а на большой экран транслировался его портрет, роли, сыгранные им на этой сцене, фотографии спектаклей с его участием.

С воспоминаниями о творческом пути Анатолия Ивановича Гладнева выступали соратники выдающегося артиста, партнёры по сцене в течение многих лет. Среди них – народный артист России Сергей Карпов, заслуженная артистка России Ольга Рыбникова, заслуженный артист Воронежской области Роман Слатвинский. Руководитель департамента культуры Воронежской области М.А. Мазур возложила цветы и дала интервью журналистам. В заключение слово об Актёре сказал художественный руководитель театра заслуженный деятель искусств России Владимир Сергеевич Петров.

По традиции гроб с телом выдающегося актёра вынесли из театра под аплодисменты.

Похороны народного артиста России Анатолия Гладнева состоялись на мемориальном Коминтерновском кладбище, где ныне покоятся многие его партнёры по сцене.

Вниманию театралов предлагается эссе архивариуса театра Николая Тимофеева, в котором он рассказывает о творческом и жизненном пути выдающегося артиста.

Жизненный и творческий путь Анатолия Ивановича вполне подтверждает американскую пословицу: «Истинный путь любви никогда не бывает прямым». При этом подразумевается и обычная плотская, и духовная, возвышенная любовь, и любовь к какому-то роду деятельности.

Родился А. И. Гладнев в 1939 году в Воронеже. Учась в школе, занимался в драмкружке. После окончания школы почему-то поступил на зооветеринарный факультет Воронежского СХИ. Будучи студентом, играл в народном театре при Доме офицеров. Руководителем был Анатолий Смурыгин, актёр театра, ученик известного театрального деятеля 1920-х Ивана Слонова. В 1962 году А.И. Гладнев сыграл главную роль Алексея Таранова в героической «Поэме о солдате» В. Шаврина. Постановка участвовала в смотре драматических коллективов военных округов СССР, показана на сцене Кремлевского дворца. Роль не по возрасту сложная. Надо было сыграть судьбу человека, солдата от его юношеских лет до сорокалетнего возраста. За исполнение главной роли 22-летний Анатолий Гладнев получил тогда именные часы. А ещё был народный театр при ДК завода СК имени С.М. Кирова, которым руководили режиссер Кольцовского театра И.Т. Бобылёв и народный артист России Алексей Чернов, позже прославившийся и как киноактер.

После окончания СХИ наш герой работает главным зоотехником в одном из колхозов Новоусманского района. На этом поприще был отмечен добросовестным отношением к работе и хорошими результатами. Таким образом открывался светлый путь к большой сельскохозяйственной карьере. Но в 1964 году перспективный зоотехник случайно узнает, что при драмтеатре открывается филиал Ленинградского государственного института театра, музыки и кино и новый главный режиссёр Кольцовского театра Изакин Гриншпун набирает актёрский курс. Взращённый со школьных лет дух театральной сцены, память ни с чем не сравнимых эмоций в непростой борьбе между чувством долга (в то время молодой специалист, особенно в сельском хозяйстве, обязан был отработать по распределению минимум три года) и велением сердца продиктовали резкий поворот в жизни: Анатолий Гладнев навсегда прощается с сельским хозяйством и поступает в театр.

Став студентом, был сразу же был замечен, выходил на сцену в массовках, но довольно скоро появились и роли. На некоторые из них молодого актёра вводил народный артист СССР Сергей Иванович Папов. Сокурсниками Анатолия Ивановича были Людмила Кравцова, Тамара Семёнова, впоследствии народные артисты России, а также Владислав Ширченко.

В 1968-м А.И. Гладнев заканчивает Воронежский филиал ЛГИТМИКа и, естественно, остаётся в театре. Он обладает прекрасными внешними данными, а также набором качеств, отличающих настоящий мужской характер, без которого не может обойтись ни один театр. Всегда внешне спокойный, внимательный, с высоким уровнем самодисциплины, он постепенно усваивает всё наиболее ценное из арсенала, которым владеют мастера воронежской сцены.

Годы шестидесятые-семидесятые – время, когда ещё было у кого учиться настоящему мастерству. И потому с тех пор для Анатолия Гладнева главное было в сценическом воплощении любого образа не внешняя наигранность, а внутреннее состояние актера, выражаемое порой в скупых жестах и негромкой интонации, за которыми вполне понимаемый зрителем мужской характер. Ещё будучи студентом, в 1967 году он исполняет одну из сложнейших и интереснейших во всей западноевропейской литературе ролей – Мортимера в трагедии Ф. Шиллера «Мария Стюарт» в постановке режиссёра М. Солцаева.

А в конце 1960-х в Кольцовский театр пришёл новый, молодой главный режиссёр Глеб Дроздов, мастер открывать новые для советской сцены имена драматургов и малоизвестные пьесы. Он возглавлял наш старейший театр 14 лет, с 1969 по 1983 год. Глеб Дроздов почувствовал в молодом актёре большой творческий потенциал и дарил ему роли на вырост, требующие самосовершенствования, поиска в самом себе наиболее органичного сценического существования. В эти годы актёр с успехом создаёт галерею разноплановых по социальному и психологическому разнообразию образов. Ведь как далеки друг от друга Митч в «Трамвае «Желание» Т. Уильямса и Князь в «Хануме» А. Цагарели. Или Доктор Львов в «Иванове» А.П. Чехова и Барон в пьесе «На дне» М. Горького. Или Горелов в пьесе М. Рощина «Спешите делать добро» и Мао Цзедун в спектакле «Посеешь ветер», созданный по сценарию воронежцев Глеба Дроздова и Эдуарда Пашнева. Роли крупные, интересные, и прекрасная школа для актёра!

Незадолго до ухода из театра Глеб Дроздов поставил в конце 1982 года пьесу социально острого и популярного в то время драматурга Александра Гельмана «Наедине со всеми». Это была пьеса-диалог. Его партнером стала однокурсница – народная артистка России Людмила Кравцова. По тем временам было смело – показать нравственное фиаско крупного руководителя, который ради выполнения партийного задания жертвует собственным сыном. На глазах зрителей, вначале весьма самоуверенный, герой к финалу терпит нравственное поражение. Это была психологическая драма. Дуэт получился настолько органичным, что в течение нескольких лет на спектакль невозможно было купить билеты…



Полагаю, не прошло бесследно для Анатолия Ивановича и его приобщение к такой далёкой от театра сфере, как сельское хозяйство. Ведь, не имея крестьянского опыта, он в юности стал главным зоотехником, то есть отвечал за результаты целого хозяйства. Общение с людьми крестьянского труда обогатило его житейским опытом, пониманием людей иной социальной среды, другой психологии, умением прислушиваться к советам опытных людей. В театре он чутко чувствовал любого режиссёра, с которым работал, и в точности исполнял его требования, органично дополняя их наработками своей индивидуальности, внутренней органикой. Для каждой роли, главной или второстепенной, он находил точную, психологически обоснованную линию сценического существования. Но самое интересное: специальность зоотехника, полученная им после окончания СХИ, и опыт работы в селе в том же качестве пригодились в театре. В 1972-м Глеб Дроздов поставил спектакль «Дело Боброва» по пьесе А. Черныха о молодом председателе колхоза, человеке новой формации. И есть в ней роль главного зоотехника. И режиссёр, естественно, решил, что лучше Анатолия Гладнева никто эту роль не сыграет. Не каждому театру достаётся на роль дипломированный специалист с опытом работы именно в нужной по пьесе должности! Несколько лет спустя в Воронеже Центральным телевидением был снят фильм-спектакль «Дело Боброва». Его тогда показывали на всех телеэкранах Советского Союза…

А режиссёр Герман Меньшенин в 1984-м подарил Анатолию Гладневу, по крайней мере, три великолепные роли. В блистательной, феерической «комедии плаща и шпаги» Педро Кальдерона «Дама-невидимка» Анатолий Гладнев – великолепный Дон Мануэль. Кстати, Гладнев многие годы имел репутацию отличного фехтовальщика и наставника будущих мушкетёров. С 1972 года он преподавал сценическое движение, в том числе, владение шпагой и другим холодным оружием в Воронежском институте искусств, с 1998 года и в течение нескольких лет занимал должность профессора Академии искусств. Многие ныне известные актёры Кольцовского театра, народные и заслуженные артисты – ученики Анатолия Гладнева.


Реньяр Единственный наследник. Криспен - А. Гладнев. Эраст - Е. Малишевский

Почти сразу после «Дамы-невидимки» Герман Меньшенин назначает Анатолия Гладнева на главную роль в спектакле «Рядовые» молодого тогда белорусского драматурга Алексея Дударева. Трагизм действия усиливается тем, что события в пьесе происходят уже в финальные месяцы войны, на подходе нашей армии к Берлину. Герой Гладнева – командир отделения старшина Дугин, мужественно сражавшийся все четыре года войны. Алексей Дударев даёт в помощь театру ремарку: «Высокий, спокойный, мудрые и немного жёсткие глаза». Актёр почти без грима, минимальными внешними средствами создал образ человека сильного духом, которому веришь сразу, вне всяких слов.

В том же сезоне 1985-86 годов в постановке того же режиссёра Германа Меньшенина в репертуар Анатолия Гладнев вошёл русский интеллигент Астров в пьесе А. П. Чехова «Дядя Ваня». Роль, о которой многие только мечтают. Итак, практически в пределах одного календарного года созданы такие яркие и такие разноплановые образы – испанский Дон Мануэль, фронтовой старшина Дугин и интеллигент из XIX века Астров… Это ли не показатель творческого диапазона и степени таланта актёра!


В. Розов. Кабанчик. Юрий Константинович - А. Гладнев.

С приходом в театр в 1987 году в качестве художественного руководителя народного артиста России Анатолия Иванова главное место в творчестве Анатолия Гладнева занимают персонажи русской классической драматургии. В 1990-е годы такие роли идут одна за другой. В числе первых – Абрам Венгерович в постановке «Прости меня, мой ангел белоснежный…» по ранней пьесе А.П. Чехова «Без названия». Этот спектакль получил особое признание критики. Был показан на пяти международных и всероссийских фестивалях, включая Международный фестиваль имени А.П. Чехова в Москве. Затем стряпчий Чугунов в постановке «Резвые крылья амура…» по пьесе «Волки и овцы» и богатый купец Кнуров в «Бесприданнице» А.Н. Островского. В «Беге» по пьесе М.А. Булгакова, одной из последних постановок на сцене старого здания до реставрации, артист сыграл роль генерала Чарноты.


А.Н. Островский. Без вины виноватые. Коринкина - М. Магдалинина. Дудукин - А. Гладнев.

Анатолий Иванович – настоящий рыцарь театра. Каждая новая роль была для него праздником. Он был прекрасный партнёр, особенно в главных ролях. При этом он был чуток и не позволял себе выделяться из ансамбля за счёт других. Это довольно редкое качество и на современной сцене.

За выдающиеся заслуги в области театрального искусства в 1997 году А.И. Гладнев получил почетное звание «Народный артист Российской Федерации».


М. Булгаков. Зойкина квартира. Херувим - В. Потанин. Гусь-Ремонтный - А. Гладнев.

С годами творческое дарование актера неуклонно росло, достигая новых вершин. В новом тысячелетии Анатолий Иванович Гладнев сыграл несколько главных ролей. Спектакли «Зойкина квартира» М.А. Булгакова и «Ревизор» Н.В. Гоголя в постановке народного артиста России Анатолия Иванова с успехом участвовали в Международных фестивалях стран Черноморского бассейна в Трабзоне (Турция). Эти воронежские постановки единственные представляли Россию на престижном международном фестивале. В «Зойкиной квартире» Гладнев – Гусь-Ремонтный, «большой начальник», представитель новой власти 1920-х годов. В «Ревизоре» – Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский.



В мае 2009 г. А.И. Гладнев компетентным столичным жюри был объявлен лауреатом III Межрегионального фестиваля имени Н.Х. Рыбакова в Тамбове в номинации «Актёр России». Фестиваль проводился под эгидой Малого театра и СТД РФ. Возглавлял его народный артист России, актёр Малого театра Эдуард Марцевич, среди членов жюри – известнейшие театральные критики страны – Николай Жегин, Вера Максимова, Константин Щербаков, заместитель художественного руководителя Малого театра Валерий Подгородинский.



Вера Максимова, защитившая искусствоведческую диссертацию по драматургии Н.В. Гоголя, давно слывёт на просторах театральной России одним из самых строгих критиков, для которого и звучное имя режиссёра или актёра не повод стесняться в жёстких и нелицеприятных оценках по существу. А тут вдруг – подробнейший анализ и режиссёрской (А.В. Иванова) и актёрских работ. И почти все – с оценкой «отлично». И хотя исполнитель роли Городничего даже не был заявлен театром в числе номинантов на главное лауреатское звание, строгое жюри единодушно определило: звания «Актёр России» заслуживает Анатолий Гладнев!

Николай Иванович Жегин, несколько десятилетий руководивший отделом российского театра в главном в советское время всесоюзном журнале «Театр», а потому повидавший на своем веку десятки «Ревизоров», подводя итоги фестиваля в еженедельнике «Культура», почти половину статьи посвящает воронежскому «Ревизору».

«Кто не знает, как звучит хрестоматийное «Я пригласил вас, господа…»? Кому не известны здесь исполнительские традиции и вариации? Но вот как-то деловито и без всякой паники собрались руководители (вовсе не «свиные рыла») небольшого российского города, как обычно, появился его глава и обратился «по делу» серьезно, но обыденно, просто, напомнив то ли мэра, то ли крестного отца, то ли того и другого сразу. «Здесь все свои», – бросил мимоходом, по сути, ключевые слова, по крайней мере, в той бескомпромиссной борьбе с коррупцией, объявленной у нас в самое последнее время. Можно, оказывается, играть просто, а в зале между тем – впечатление небывалой исполнительской новизны».

Вот ведь, оказывается, как можно разглядеть и оценить творимое на воронежской сцене объективным взглядом со стороны, да ещё с точки зрения актуальности художественного решения хрестоматийного произведения. Об этом событии газета «Известия» 29 мая 2009 года опубликовала репортаж «Воронежский актёр – лучший в России». В том же году артист получа
ет премию Центрального Федерального округа в области литературы и искусства.


А. Вампилов. «Утиная охота»: Кушак — А. Гладнев, Зилов — Ю. Смышников.

А.И. Гладнев – лауреат Воронежского творческого конкурса «Событие сезона» в номинации «За честь и достоинство». Он был членом правления Воронежской региональной организации Союза театральных деятелей России нескольких созывов. Долго и активно участвовал в работе Дома актёра, в том числе в «Антрепризе».

Во втором десятилетии XXI века Анатолий Иванович Гладнев снова напомнил о себе воронежскому зрителю, проникновенно, психологически точно исполнив главную роль Франтишека Абеля в спектакле «Соло для часов с боем» по пьесе словацкого драматурга Освальда Заградника. А последней запоминающейся его ролью на воронежской сцене стала хрестоматийная роль Фирса в «Вишнёвом саде» А.П. Чехова.


Э. Олби. Всё в саду. Дженни- Т. Краснопольская. Джек - А. Гладнев.

Преданность театру, любовь к искусству, к литературе, высокая требовательность к себе и к товарищам по сцене снискали ему уважение в коллективе и прочные зрительские симпатии.

Память о выдающемся артисте Анатолии Гладневе, создавшем на Кольцовской сцене незабываемые, проникающие в душу каждого чуткого человека образы, надолго сохранится в сердцах тех, кто работал рядом с ним, а также в сердцах воронежских зрителей, которым он щедро дарил свой талант.

 

 

Поделиться