Он стал известен всей России
Николай Тимофеев
К 115-летию народного артиста РСФСР А.П. Чернова.
А.П. Чернов (1908-1979)
Вспоминать сегодня имя Алексея Петровича Чернова в связи с его пребыванием в Воронеже – это значит воскрешать лучшие страницы истории воронежского театра драмы. Это значит повествовать о ситуации почти фантастической – из разряда «этого не может быть, потому что не может быть никогда!».
А было так. К середине 1930-х молодая Советская Республика идеологически уже вполне определила направления развития культуры и искусства. Изобретя «метод социалистического реализма», создав в 1934-м Союз писателей СССР, в который входили, естественно, и драматурги. И вот в 1935-м у кого-то в Москве возникла идея вывезти на просмотр в столицу несколько коллективов из других городов, чтобы посмотреть – а чем живёт сегодня театральная провинция? Из множества вариантов выбрали три коллектива – Воронежский БСТ /Большой Советский Театр/, смоленский и новосибирский. Гастроли проводились в летнее время в лучших столичных театрах. Спектакли оценивали ведущие в то время критики и идеологические работники.
Воронежцы прошли в Москве первым номером, показав пять спектаклей, – «Дети солнца» М. Горького, «Вишнёвый сад» А.П. Чехова, «Смерть Иоанна Грозного» А.К. Толстого, «Уриэль Акоста» К. Гуцкова и «Бойцы» Б. Ромашова. Произвели впечатление – выбор репертуара, отличная постановочная работа, слаженность ансамбля, наличие ярких, талантливых артистов, исполнявших главные роли. Итог гастролей: пять человек получили почётное звание – Заслуженный артист Республики. Это – художественный руководитель В.М. Энгелькрон, артисты и режиссёры Г.М. Васильев и Г.А. Шебуев, актёры Р.Г. Данилевская и М.А. Зимбовский. Надо отметить: в те годы такие высокие почётные звания давались редко, в исключительных случаях.
Но был ещё один совершенно неожиданный результат. Гастрольные спектакли воронежцев смотрели молодые актёры московских театров и приняли решение покинуть столицу и попытать творческого счастья в провинциальном театре. Трое москвичей – Алексей Чернов, Пётр Вишняков и Александр Ряполов – стали воронежскими актёрами на долгие годы. У А.П. Чехова «Три сестры» восклицают: «В Москву! В Москву!». А тут сразу трое актёров мужчин решили: «Вон из Москвы! В Воронеж! В Воронеж!». Правда, двое из них, - Чернов и Вишняков, - отдав воронежской сцене более тридцати лет своей творческой жизни, были всё-таки востребованы Москвой назад и стали актёрами Центрального театра Советской Армии /ЦАТСА/, получив в итоге всесоюзную известность.
Были и другие приятные «последствия» успешных московских гастролей. В конце 1935-го в качестве режиссёра в Воронеже появился талантливый ученик К.С. Станиславского, известный артист МХАТа Сергей Николаевич Воронов. Он стал ставить одну за другой пьесы М. Горького. За три последующих года репертуар театра значительно обновился. Театр снова прогремел на всю страну в ноябре 1937-го, отличившись первым в истории СССР воплощением образа В.И. Ленина на сцене в спектакле «Человек с ружьём» Н. Погодина. Постановка Я.А. Варшавского и С.Н. Воронова. В том же году появился приказ Комитета по делам искусств при СНК СССР «О стационировании театральных трупп». До этого в стране всё ещё существовала антрепризная система. С актёром заключался контракт на год. По этой причине в биографиях актёров 1920-х - 1930-х годов иногда десятки городов.
Новая система давала актёру постоянство работы, зарплаты и даже жильё. Хотя и создавала новые проблемы для руководителей театров. Но самое для нас интересное заключается в том, что документы, обосновывающие преимущества стационирования, опираются, в основном, на опыт воронежского театра. Великолепный сценический ансамбль в постановках тех лет критика объясняла тем, что практически воронежская труппа автоматически начала складываться ещё в конце 1920-х – начале 1930-х, когда здесь сразу появилась большая группа талантливых артистов, которые никуда не уезжали. А руководили ими в течение многих сезонов талантливые режиссёры также с постоянной пропиской.
С 1929-го по 1951-й художественным руководителем был /с небольшими перерывами/ В.М. Энгелькрон, а директором театра С.О. Вольф. Всё это позволило со временем создать театру своё художественное лицо, держать высокую художественную планку, как в выборе репертуара, так и в его сценическом воплощении. Итогом всего этого явилось второе приглашение коллектива в столицу уже через три года после первых гастролей. Не исключаю, что это был тогда исключительный во всех отношениях факт. Летом 1938 года воронежский театр – в течение двух месяцев! – играл в московских парках культуры и отдыха. В его репертуаре – «Человек с ружьём», «Варвары», «Последние», «Царь Фёдор Иоаннович» /в сценической редакции С.Н. Воронова/, «Маскарад», «Сирано де Бержерак».
А теперь конкретнее об Алексее Петровиче Чернове, 115-летие которого исполнилось в недавние июньские дни. 22-летним юношей он появился в Москве из далёкого Томска и поступил в театральное училище при Театре Революции. Руководителем театрального курса был выдающийся режиссёр-педагог Алексей Дмитриевич Попов. А.П. Чернов окончил училище в 1934 году и был принят в труппу Театра Революции /сегодня это Театр имени В. Маяковского/, где отработал один сезон. А в сентябре 1935-го перешёл в Воронежский театр, на сцену которого выходил 32 года.
В итоге воронежский театр обрёл одного из самых востребованных характерных актёров. По всем внешним и психологическим критериям он был не из числа героев-любовников, ярких премьерных артистов, на которых режиссёры строят привлекательный для публики репертуар. Чернов относился к числу тех, без которых не может полноценно состояться не один спектакль, потому что в нём, помимо двух-трёх главных героев, существуют ещё весьма выразительные персонажи, подчёркивающие время и место действия и способствующие развитию сюжета.
В 1938-м недавний москвич снова оказался в столице – теперь уже с труппой воронежского театра. И если в спектакле «Человек с ружьём» он показался в эпизодической роли «Молодого солдата», то в трагедии А.К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного» молодой актёр исполнял уже весьма наполненную содержанием роль Царевича Фёдора. В июле 1938 года Комитет по делам искусств при СНК СССР устроил творческое совещание по обсуждению спектакля «Варвары» в постановке Воронежского областного драматического театра. По его итогам в ряде московских газет и журналов появились подробные разборы режиссёрских приёмов С.Н. Воронова и отдельных актёрских работ.
Не осталась незамеченной столичной критикой и игра молодого Алексея Чернова в роли Гриши Редозубова: «Небольшая роль молодого Редозубова была сыграна так, что сразу привлекла к себе внимание. В июльскую жару сын городского головы носит меховую шубу, чтобы похудеть и не пойти в солдаты. Юмор – главное оружие актёра. Он позволяет ему создать характер. Примитивный – по своей сути, но значительный – по художественному смыслу».
В общем, к началу войны в 1941-м молодые москвичи Алексей Чернов и его близкий друг Пётр Вишняков были уже признанными требовательным воронежским зрителем актёрами, от которых ждали новых открытий. Оба они прошли вместе с театром и трудными дорогами войны – Стерлитамак, Копейск, Борисоглебск. Перед эвакуацией активно участвовали во фронтовых бригадах. Вместе с коллективом в конце 1944-го вернулись в Воронеж и были в его старейшем театре уже в числе ведущих актёров в течение двух послевоенных десятилетий.
Среди лучших актёрских работ Алексея Петровича Чернова 1950-х – 1960-х годов – Лука («На дне» М. Горького), Осип («Ревизор» Н. Гоголя), Дед Щукарь («Поднятая целина» М. Шолохова), Сергей Горлов («Фронт» А. Корнейчука), Арлекин («Лгун» К. Гольдони), Энгстран («Привидения» Г. Ибсена), Аким («Власть тьмы» Л. Толстого), Шадрин («Человек с ружьём» Н. Погодина), Тимоха («Алексей Кольцов» В. Кораблинова), Чугунов («Волки и овцы» А.Н. Островского), Синичкин («Лев Гурыч Синичкин Д.Т. Ленского). Как видим, здесь густо представлены и русская и зарубежная классика и современная /тех времен/ драматургия.
Кроме того, Алексей Чернов выступал и как режиссёр, поставив на сцене театра несколько спектаклей: «Дядя Ваня» Чехова, «Ленинградский проспект» И. Штока, «Варвары» Горького, «Большие хлопоты» Л. С. Ленча, «Третья молодость» братьев Тур, «Вас вызывает Таймыр» К. Исаева и А. Галича.
За заслуги в развитии театрального искусства воронежский артист и режиссёр Алексей Петрович Чернов был удостоен в 1952 году звания Заслуженного артиста РСФСР, а в 1958-м звания Народного артиста РСФСР.
А.П. Чернов /справа/ в роли Максима Максимыча в фильме «Герой нашего времени».
Ему было 56 лет, когда известный кинорежиссёр Станислав Ростоцкий пригласил его сняться в фильме «Герой нашего времени» в роли Максима Максимыча. Первая часть фильма вышла на экраны в 1965 году, вторая в 1966-м. Первая же роль принесла Чернову огромную славу и успех. В итоге Алексей Петрович принял решение переехать в Москву и в 1967 году был зачислен в актёрский штат Киностудии имени Горького. Он был неповторим в своём амплуа, его герои запоминались, даже если это были небольшие роли. В его фильмографии 26 картин, среди которых: «Герой нашего времени», «А зори здесь тихие», «Белый Бим Чёрное ухо» и другие. А. П. Чернов работал также на телевидении и руководил самодеятельными театральными студиями.
Всю жизнь Чернов руководствовался словами своего педагога А.Д. Попова, говорившего, что «артист должен добиваться полного перевоплощения в образ, быть правдивым в каждом своем поступке, в каждой фразе, произнесённой на сцене». Именно это позволяло Алексею Петровичу Чернову создавать яркие запоминающиеся образы на театральной сцене и в кино.
Николай ТИМОФЕЕВ
Можно подписаться, чтобы не пропустить ни одной премьеры
Вы успешно подписаны на рассылку. Получайте самые свежие новости обо всем, что происходит в нашем театре.