2 октября 2021

Прошли премьерные показы спектакля «Король Лир»

1 и 2 октября на Большой сцене Воронежского государственного академического театра драмы им. А. Кольцова с успехом прошли премьерные показы спектакля «Король Лир».

Пьеса «Король Лир» – одна из величайших трагедий мировой литературы. Созданная Шекспиром в 1606 году на основе средневекового английского эпоса пьеса уже более четырехсот лет не сходит с мировых театральных подмостков. Это история о грандиозной личности, о безграничной власти и ее утрате, крушении иллюзий, предательстве близких и потере всего, что составляло смысл жизни. И, конечно, о безграничной любви.

Согласно легенде, великий король Леир, после шестидесяти лет правления государством решил разделить власть между тремя дочерьми – Гонерильей, Реганой и Корделией. Но для этого каждая из них должна была убедить отца в силе своих к нему чувств. Поддавшись на лесть старших дочерей, он оставляет младшую без наследства, но позже, поняв, где ложь, а где искренние чувства, он объединяет силы с Корделией, свергает Гонерилью и Регану и правит вновь объединенным государством еще три года, а затем оставляет единовластной правительницей Корделию. Шекспир в своей пьесе изменил концовку, наводнил ее новыми образами и добавил вторую сюжетную линию – историю Глостера и его сыновей. Она также заимствована автором; в ее основе – роман Ф. Сидни «Аркадия» о короле Пафлагонии, ослепленном одним из своих сыновей, и поддержанном другим, нелюбимым сыном.

На сцене Кольцовского театра «Король Лир» представлен впервые. Для постановки спектакля приглашен известный театральный режиссер, заслуженный артист России Зураб Нанобашвили. Зураб Анзорович родился в 1969 году в г. Тбилиси. Закончил Тбилисский Государственный институт театра и кино им. Шота Руставели. Стажировался в Театре Пикколо ди Милано (режиссерская лаборатория Дж. Стеллера, Милан). Кавалер Ордена Дружбы. Награжден Почетным знаком «За заслуги перед Вологдой». Трижды лауреат Государственной премии Вологодской области (2006, 2009, 2017). Лауреат многочисленных международных и российских театральных фестивалей и конкурсов. Ставит спектакли в театрах нашей страны и за рубежом. Среди его работ – «Макбет», «Гамлет», «Ричард II», «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира. Пьесу «Король Лир» режиссер ставит впервые.

Режиссер, заслуженный артист России Зураб Нанобашвили: «Наш «Лир» не укладывается в рамки какого-то одного жанра. Это может быть притча, миф, трагедия, высокая трагедия. Определение жанра влияет на восприятие зрителя и ограничивает фантазию художника. Театр – это вечный диалог сцены и зрительного зала. Самое ужасное, что нас делает невидимками в этой жизни – это безразличие. Наш спектакль должен оставить глубокий след во мне, в вас, в тех, кто играет, в тех, кто смотрит, обсуждает, тех, которым нравится и не нравится. Это художественный, искусственный мир, понятно. Но страсти должны быть настоящие. По эстетике первая сцена – выпукло-театральная – отличается от того, что начнется потом – реальная жизнь, реальные желания героев, их борьба за власть, влияние и пр. Все равно, каким театром мы будем заниматься, модным, немодным, архаичным, традиционным, нетрадиционным, но главное – живым, который оставит глубокий след в душе».

Исполнитель роли короля Лира, заслуженный деятель искусств России Владимир Петров: «Для меня эта роль – большая ответственность, возможность вернуться на время к своей первой профессии. Наверное, я уже дозрел до того возраста и состояния, когда можно понять чувства и мысли человека, который вдруг осознает, что все признаки власти, все признаки внешнего благополучия не имеют ценности. А то, что остается – это только любовь, только верность. Пьеса «Король Лир» – одна из вершин творчества Шекспира. В ней очень много хороших, серьезных образов. Это история не только про Лира, но и про его дочерей, про Глостера, про Кента, про Эдмонда и Эдгара. Целый комплекс ярких персонажей».

Исполнитель роли графа Глостера, народный артист России Сергей Карпов: «Любая качественная драматургия разбирает одни и те же проблемы: любовь, дружбу, ненависть, предательство. Конечно, у Шекспира это все сделано на более высоких нотах, потому что психология людей, которые постоянно ходят с оружием, немного другая. Страсти обострены, слова острые. Либо жизнь, либо смерть. Либо любовь, либо предательство. Это интересно читать, разбирать, а играть вдвойне интересно».

Масштабную сценографию и костюмы воплотил главный художник театра Алексей Мочалов. Музыку к спектаклю написала композитор Юлия Пономаренко.

Ближайшие показы состоятся 10 и 17 октября.

Поделиться