25 сентября 2024

«Визит старой дамы» Ф. Дюрренматта в театре драмы им. А. В. Кольцова

«Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта в воронежском театре драмы им. А. В. Кольцова

Пьеса выдающегося швейцарского писателя Фр. Дюрренматта (1921–1990) «Визит старой дамы» (1956) является поистине легендарной: главную героиню, Клару Цаханассьян изначально в цюрихском театре играла знаменитая немецкая актриса Тереза Гизе, Ингрид Бергман перевоплотилась в Клару в фильме «Визит», М. Козаков создал фильм «Визит дамы» с Е. Васильевой и В. Гафтом в главных ролях. Многочисленные театральные постановки невозможно упомянуть в данной рецензии, отмечу лишь некоторые: в театре на Малой Бронной (1965 г.), в театре «Ленком» (с 2008 г.), в товстоноговском БДТ (1989 г.)…

Что же определяет жизнеспособность этого произведения? Какова причина его непреходящей актуальности? Начнем с того, что завязка сюжета у многих читателей и зрителей ассоциируется с гоголевским «Ревизором», где создана модель безнадежно коррумпированного общества (город N), куда с проверкой едет ревизор. Городничий (вершина власти), полицейские, судья, попечитель богоугодных заведений (сфера медицины), смотритель училищ (образование), почтмейстер показали свою гражданскую несостоятельность, продемонстрировав алчность, сребролюбие, лживость. Н. В. Гоголь, как глубоко верующий человек, не изобразил в комедии представителя церкви, но отметил, что деньги, отпущенные на строительство храма, чудесным образом исчезли!

Фр. Дюрренматт пошел по этому же пути, однако священника в свою пьесу ввел; в воронежском спектакле – это меланхоличная комическая фигура, что подчеркнуто, как всегда, интересной, запоминающейся игрой В. Гардера. Не забыты учитель (принципиальный персонаж (убедительная игра Д. Кулиничева), все же «сдавший» свою позицию, а именно: первоначальный отказ от принесения в жертву главного героя – Илла – во имя благополучия города), врач (Д. Гусев донес до зрителя странную психологию этого персонажа), бургомистр (засл. артист России В. Зайцев нашел средства, чтобы показать представителя власти, большого демагога  и лицемера), капризный, непризнанный прозябающими в бедности жителями города художник (очень хорошее впечатление оставила работа И. Болдышева), полицейский (актер А. Платов выразительно представил бытовые и социальные обстоятельства перемен в идеологии блюстителя порядка: приобретены новые ботинки и прекрасное ружье), что подчеркнуло общую комедийную тенденцию спектакля). Что же случилось в этом городе-государстве (кстати, есть версия, что Гюллен в переводе означает «навоз»)? Снова едет ревизор?

На этот раз визит наносит миллиардерша, уроженка этого убогого городка, когда-то преданная своим возлюбленным (отказавшимся от отцовства), изгнанная из Гюллена «порядочными» блюстителями нравственности, обрекшими юную Клару на голод, холод и проституцию. Зачем же Клара возвращается спустя 40 лет?

Как и в каждом выдающемся произведении искусства, в данной пьесе все многозначно. Клара («старая дама») – образ гротесковый (если под гротеском понимать соединение несоединимого в природе): после авиационной катастрофы она явно отличается от обычных людей уже тем, что ее конечности заменены протезами, и это настойчиво намекает на связь героини с загробным миром, где нет живых чувств и отношений. Ну чем не Баба-яга-костяная нога или даже сама Смерть с косой?

На поверхности лежит объяснение, которое не соответствует сложностям и тонкостям рисунка пьесы: героиня приехала отомстить и предлагает миллиард (!) своим землякам для процветания города взамен на смерть когда-то предавшего ее Илла. Это верно, но лишь отчасти, автору, конечно, важно показать своим современникам и потомкам, каковы последствия подлых поступков и как они возвращаются к самому предателю, ведь горожане, жертвуя Иллом, получили красивую одежду, дорогие сигареты, позволили себе хорошую еду. Даже жена и дети Илла почувствовали вкус «хорошей жизни»: супруга приобретает меховое манто, сын – долгожданный автомобиль, дочь, наконец, может вести жизнь настоящей леди. Однако согласие людей заплатить за свой комфорт жизнью человека характеризует именно их, но что же на душе у Клары, только ли жажда мести? Она обмолвилась, что приехала и для того (в первую очередь?), чтобы сказать Иллу о своей мучительной любви к нему, чтобы, наконец, соединиться с ним. Как же разрешится трагическая ситуация, где, по закону жанра, сталкиваются субстанциальные (основные, значительные, наиважнейшие) данности: страстная, непобедимая рассудком любовь и имеющее право на существование справедливое возмездие? Как известно, в трагедии конфликт разрешается смертью героев, но перед нами ведь трагикомедия, предполагающая положительную концовку? Как же на возникшие вопросы отвечает режиссер И. Лебедев общей логикой спектакля и красноречивыми деталями-символами?

Как только открывается занавес, перед зрителями появляется набеленный, подобно Пьеро, «радиокомментатор», «гимнаст», он же 7-й, 8-й и 9-й муж миллиардерши (такое «объединение» рекомендовал сам Фр. Дюрренматт в ремарках), одним словом, персонаж сквозного действия, обеспечивающий его динамику. Актер Е. Чистяков поддерживает верно выбранный напряженный ритм действа, а переодевания и смена грима акцентируют самые яркие этапы фабулы (внешнего жеста): приезд богатой гостьи со свитой (дворецкий (засл. артист России В. Блинов), Роби (В. Летунов)), подчеркивающей инфернальный характер их госпожи («я сама – ад!»), этапы искушения горожан материальными благами. Жесткий фарсовый рисунок поддержан актерами, обладающими навыками акробатов (И. Болдышев, А. Рубан и другие), и актрисами, соединяющими качества спортсменок и балерин (А. Климушкина, А. Кикас). «Содрогание» эмпатичных зрителей вызвало появление слепцов-кастратов Коби и Роби (актеры А. Рубан и М. Мещеряков), изуродованных по приказу всемогущей Цаханассьян за то, что они, когда-то подкупленные Иллом бутылкой водки, лжесвидетельствовали против нее в суде (якобы они были любовниками Клары).

В пьесе Фр. Дюрренматта рост благосостояния граждан, «купленных» Кларой, опредмечен желтыми ботинками – невиданной роскошью для бедняков, ранее довольствовавшихся резиновыми сапогами и галошами. В спектакле же мы видим золотые мужские ботинки и женские сапожки, которые постепенно дополняются такими же пиджаками, платьями, новыми постройками, губящими алчных людей, что напоминает известную сказку про золотую антилопу.

В центре внимания, конечно, главные герои: когда-то «парень хоть куда!», а теперь всего лишь «опустившийся» обедневший лавочник Илл (засл. артист России А. Смольянинов) и владелица притонов Гонконга, железных дорог Запада, араратской нефти ожесточенная Клара Цаханассьян (в спектакле 21 сентября эту роль играла засл. артистка России О. Рыбникова и была в высшей степени достоверна). С одной стороны, названные герои – творцы и порождение жестокого меркантильного мира, но с другой – именно они показывают тонкое движение своих душ. Предаваясь воспоминаниям о любви, молодости, Илл «очеловечивается», заставляет зрителей поверить в его способность сострадать и излучать тепло. Это касается не только Клэр, близость которой преобразила его, как изменила и неотвратимость скорой смерти. Илл неожиданно признает достойные качества своей вполне симпатичной жены (это новая трактовка данного образа, и актриса Татьяна Беляева играет вовсе не примитивную «лавочницу»), гордится своими детьми. Дочь (А. Гаврилова) и сын (Е. Козаченко), конечно, в погоне за комфортом проявили слабость, но отец прощает их. Месть «инфернальной» Клары, за миллиард превратившей Илла в «искупительную жертву», уходит на второй план, и начинает доминировать образ горькой, поруганной, но все-таки большой любви. Именно Клара в финале остается с преданным и покинутым всеми Иллом, они вместе уходят из жестокого реального мира в другое измерение: часть сцены, где находятся главные герои, опускается, отделяя их от общего пространства.

В созданных характерах, как видно, представлены, казалось бы, противоречивые, взаимоисключающие черты, но именно то, что предательство оборачивается искренней преданностью, делает рассмотренный спектакль глубоким и сложным.

Галина Шпилевая.

Поделиться