Театр драмы проводит вечер «Век Риммы Мануковской» в Доме актера
НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ
Римма Афанасьевна МАНУКОВСКАЯ
100 лет
Талантливейшая звезда воронежской Мельпомены, выдающийся деятель российского театра. Народная артистка Российской Федерации, лауреат Государственной премии, обладатель первой в российской провинции Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство», актриса театра и кино. Выступала на сцене Воронежского академического театра драмы с 1955 года и до последних дней жизни. Светлый, порядочный, умный, принципиальный человек. Такой запомнили ее воронежские (и не только) зрители и все, кто знал ее близко, кто вместе с ней работал. И старые, и молодые. Покинула сей мир в мае 2003 года.
12 февраля Воронежский Дом актёра совместно с Академическим Кольцовским театром проводит вечер воспоминаний «Век Риммы Мануковской».
Да, она родилась как раз в этот день, 12 февраля», ровно 100 лет назад. И, конечно, замечательно, что и сегодня на сцене нашего старейшего театра есть ещё немало актёров и актрис, которые в своё время были партнёрами по сцене великой Риммы Мануковской. И среди зрителей есть ещё немало свидетелей её творчества. Мы нередко употребляем высокие эпитеты из подобострастия, не по тому адресу. Но здесь тот редкий случай, когда любой высокий эпитет соответствует адресату и подтверждён оценками специалистов.
Приведу лишь несколько фактов. Как свидетель творчества Риммы Афанасьевны с моих юных лет. В конце 1950-х почти все драмтеатры СССР имели в своём репертуаре «Барабанщицу», героико-романтическую пьесу Афанасия Салынского по роману Дмитрия Медведева «Сильные духом» о легендарном разведчике Николае Кузнецове и юной разведчице Валентине Довгер в тылу врага. В пьесе А. Салынского это Фёдор и Нила Снижко.
Роль героини на воронежской сцене блистательно исполняла лишь недавно пришедшая в труппу старейшего театра Римма Мануковская. Для неё это была уникальная возможность продемонстрировать в пространстве сценического действия возможности перевоплощения, ибо уже по сюжету это была «игра в игре» (юная красавица, советская разведчица, в тылу врага). Римма Мануковская купалась в роли, как «ананасы в шампанском». Воронежцы ходили глядеть на нее в том спектакле по нескольку раз. Кстати, Римма Афанасьевна хорошо владела немецким языком, после окончания школы проучившись некоторое время в Харьковском институте иностранных языков. Несчётное количество актрис на просторах СССР переиграли в те годы сверхпопулярную роль Нилы Снижко. Но на обложке популярного всесоюзного журнала «Театральная жизнь», кажется, в 1960-м, появился портрет именно воронежской актрисы Риммы Мануковской. Роль легендарного разведчика Николая Кузнецова также блистательно исполнял Леонид Броневой, ставший сверхпопулярным в СССР в первой половине 1970-х, сыграв роль Мюллера в сериале Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны».
Редкая красота, сценическое обаяние, безупречное чувство вкуса и глубокое проникновение в характер героинь к началу шестидесятых принесли Римме Мануковской успех и любовь не только воронежцев. Ее уже хорошо знают и в Москве, и в северной столице, во многих городах России, Украины и Прибалтики, куда театр выезжал на гастроли. В 1962-м актриса удостоена почетного звания «Заслуженная артистка РСФСР».
Высокая работоспособность, обостренное чувство ответственности, прямота и принципиальность были отмечены и в коллективе театра. Она стала самым молодым членом художественного совета, к голосу которого все прислушивались. Могла нелицеприятно критиковать и маститых, известных уже актеров. Спорила с «самим» Паповым. Впрочем, говорят, Сергей Папов, единственный в советской истории воронежского театра народный артист СССР, репетировал свои роли перед портретом Риммы Мануковской…
В 1967-м актриса награждается орденом «Знак Почета», а в 1968-м Всероссийское театральное общество (ВТО) устраивает ее чествование в Москве. Так что Римма Афанасьевна была оценена во всесоюзном масштабе своевременно, в первой половине своего творчества, что не так уж часто случается в театральной среде. В 1960-е её приглашают сниматься в кино, в столичные театры. На съемки ее не отпускает начальство, потому что «развалится репертуар». И все-таки в нескольких фильмах нам есть возможность увидеть Римму Мануковскую на киноэкране: «Ищу человека» режиссера МихаилаБогина и «Белый Бим Черное Ухо» режиссера Станислава Ростоцкого. Оба фильма нередко и сегодня возникают на экранах разных каналов телевидения
Георгий Товстоногов, главный режиссер Ленинградского БДТ, к концу шестидесятых уже имевший и всесоюзное и мировое признание, приглашал Римму Мануковскуюв свой театр, обещая ей главные роли. И в женщинах и в актрисах он понимал толк. Его покорили иее внешний облик и широкий диапазон сценической трансформации - от легкой, женственнойкокетки до женщины предельно властной, - и редкая для женщины творческая самодисциплина и чувство ответственности. Все это вместе взятое не так уж часто встречается в людях. Предложение было заманчивое, соблазнительное: все-таки Ленинград, Товстоногов, БДТ… Будучи настоящей женщиной, Римма Афанасьевна обладала великолепным мужским качеством: строгим аналитическим умом, не позволявшим ей, при ее данных, «кидаться в омут с головой», не зная, где и как будет выплывать. Она хорошенько расспросила знакомых ленинградских актрис, что ее может там ожидать. И узнала о плачевной участи некоторых провинциальных примадонн, приглашенных великим режиссером в свой театр. Товстоногов предлагал приехать «попробовать» сыграть в его театре какую-то роль. Но, сославшись на занятость в воронежском репертуаре (и это была правда!), Римма Афанасьевна отказалась – не захотела разделить участь своих предшественниц, хотя и обладала весьма сильным и даже порой жестким характером, позволявшим ей добиваться своего даже не в очень благоприятных обстоятельствах.
Звание народной артистки РСФСР Римма Афанасьевна получила поздно, в 54 года, при режиссере Дроздове, в 1979 году, а «заслуженной» стала еще в 1962-м. Но ведь все эти долгие 17 лет она была «народной» по сути. Мужчины дежурили у выхода ее из театра, шестнадцатилетние школьницы дежурили в Детском парке против ее окон на четвертом этаже дома на улице Феоктистова. Заядлые театралы раскупали билеты заранее, увидев в афише готовящейся премьеры имя Риммы Мануковской.
В народные артистки ее несколько лет не пускали партийные власти. Не нравился слишком строптивый характер, отсутствие должного, на их взгляд, пиетета перед начальствующими лицами, не нравилось то, что она была «на дружеской ноге» с самим Михаилом Царевым, народным артистом СССР, художественным руководителем Малого театра, председателем ВТО, который был вхож к членам Политбюро и которому она жаловалась, какие кретины управляют идеологией в Воронеже. С 1975-го по 1981-й актриса была членом Правления Центрального совета Всероссийского театрального общества.
Когда, в середине семидесятых, она была избрана председателем правления Воронежского отделения ВТО, при ее непосредственном самом активном участии строился в нашем городе по специальному проекту Дом актера (ныне единственный по архитектуре в России). Архитекторы получили за него Государственную премию. Ее, беспартийную, часто вызывали в обком партии. Секретарь по идеологии в директивной форме велел, чтобы в проекте был заложен зал для бильярда, потому что он был любителем этой игры. Римма Афанасьевна посмотрела на него так, что ее голубые глаза стали синими, ответила: «Вот усебя в обкоме и стройте этот зал!», хлопнула дверью и ушла..
«Идеологической» зацепкой, почему ее несколько лет не пускали в народные, был и факт ее биографии. Будучи школьницей, несколько месяцев вместе с матерью находилась в оккупации в занятом фашистами Белгороде. Но расправиться за все эти «штучки» со строптивой актрисой местные партийные начальники все же не решались. Уж слишком была известна. Ее фотографии в ролях на воронежской сцене украшали обложки театральных журналов.
Жизнь неминуемо старит человека. Но если личность истинно творческая, если жизнь прожита честно, а не на костях окружающих, если человек по уму и таланту занимал свое место в жизни, то ему нередко дается некое «призовое» время – творческое долголетие.
В 1991-м Анатолий Иванов, лишь на пятом году пребывания в Воронеже, ставит на Мануковскую спектакль «Коломба» Жана Ануя. Прообразом Мадам Александры , которую играла актриса, была великая Сара Бернар. И в том же 1991-м в Воронеже проходит Всероссийский фестиваль «Актерские звезды России». «Коломба» открывает его, а по закрытии Римма Афанасьевна становится «звездой России». В 1994-м Государственный театр Наций устраивает турне Мануковской с этим спектаклем – Москва, Самара, Харьков – в рамках программы «Национальное достояние России». И в том же году за роль Мурзавецкой в спектакле «Резвые крылья амура…» по пьесе «Волки овцы» А.Н. Островского актриса получает приз имени Фаины Раневской на фестивале «Русская комедия» в Ростове-на-Дону.
В 1998-м Римма Афанасьевна первой из провинциальных актрис удостоена Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство». Получала ее на сцене МХАТа имени А.П. Чехова в паре с Михаилом Ульяновым.
Не правда ли: все-таки судьба дарит порой дары свои – по уму, по справедливости, по таланту, по личностному вкладу в реализацию Дара Божьего…
Римма Афанасьевна была поистине Народной. Когда входила в троллейбус, чтобы ехать домой после репетиции (никакой машины у нее никогда не было), пассажирыповорачивали головы в ее сторону, даже женщины уступали ей место. Когда приходила на рынок и выбирала зелень к обеду или кусок печенки для своего любимца кота Рыжика, некоторые базарные продавцы по имени-отчеству зазывали к себе и предлагали свой товар по значительно сниженной цене. Пьеса Надежды Птушкиной «Пока она умирала» оказалась последней в большом творческом наследии великой актрисы. В нашем репертуаре режиссер-постановщик Анатолий Иванов определил ей другое название, более оптимистическое, – «Канары, это в Испании, мама!...».
Поневоле задумаешься над смыслом слов и их еще, может быть, неразгаданным значением. Слова, вероятно, могут быть материальны, почти телесны. Гоголь умер, работая над «Мертвыми душами». Не успел закончить постановку «Мертвых душ» и ушедший из жизни режиссер Анатолий Васильевич Иванов.
Римма Афанасьевна играла «Пока она умирала…» именно пока она умирала. Два с лишним года развивалась ее пока неизлечимая болезнь. А она играла. От нее скрывали диагноз. А она была оптимисткой по натуре и не верила в худшее. Ей сделали операцию. И она снова выходила на сцену. Появились боли в спине. Успокаивала себя: остеохондроз. Возраст все-таки!
Последний спектакль с ее участием состоялся на сцене воронежского театра 12 марта 2003 года. Был отменен спектакль, назначенный на двадцатые числа того же месяца. Надеялась выйти на сцену в апреле: «Канары…» были заявлены в афише.
24 мая 2003 года Римма Афанасьевна покинула сей мир. Похоронена на аллее почётных граждан Воронежа на мемориальном Коминтерновском кладбище.…На спектакли с ее участием «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика и «Канары – это в Испании, мама!» по пьесе Н. Птушкиной «Пока она умирала» так и не смогли попасть все желающие, хотя тот и другой были в репертуаре несколько лет…
24 мая 2004 г. память о Римме Афанасьевне Мануковской увековечена мемориальной доской на доме по улице Феоктистова, где актриса жила долгие годы. А совсем недавно, пару месяцев назад, её именем названа улица в новом строящемся квартале города.
Чествование памяти великой актрисы 12 февраля, в среду, организуется по инициативе и самом непосредственном участии группы актёров драматического театра, которые вместе с ней в своё время выходили на сцену, - заслуженных артистов России Надежды Леоновой, Константина Афонина, заслуженных артистов Воронежской области Магдалены Магдалининой и Светланы Поваляевой и, естественно, при активной организационной поддержке руководства Кольцовского театра и Дома актёра. Театр к этому дню выпустил памятный календарь, в котором помещены 12 наиболее ярких ролей Риммы Мануковской. Театр также готовит большую фотовыставку работ актрисы, которая будет размещена в фойе Дома актёра. В памятный день великой актрисы, намечен ряд общественных мероприятий. Возложение венков на могилу на Коминтерновском кладбище. В большом зале Дома актёра, который появился благодаря активному участию Риммы Афанасьевны Мануковской, в 19 часов начнётся памятный вечер, в котором на экране оживут редкие кадры, снятые при жизни Риммы Афанасьевны.
Вход по пригласительным билетам.
Можно подписаться, чтобы не пропустить ни одной премьеры
Вы успешно подписаны на рассылку. Получайте самые свежие новости обо всем, что происходит в нашем театре.