12 мая 2023

«Великие артисты в образах А.Н. Островского на сцене Кольцовского театра»

18 мая в 18:30 в конференц-зале Дома актёра (ул. Дзержинского, 5) состоится встреча «Великие артисты в образах А.Н. Островского на сцене Кольцовского театра», которую проведет архивариус нашего театра Николай Николаевич Тимофеев. Вход свободный.

Тот факт, что этот вечер проводится в Доме актёра в цикле «Живое прошлое», весьма символичен, потому что пьесы Островского, начавшись дебютом на воронежском театре в 1856-м году, с тех пор в его репертуаре, с небольшими перерывами, почти постоянно, И сегодня А.Н. Островский присутствует в театральной афише постановкой «На всякого мудреца довольно простоты». Так что это и впрямь драматург, который «живее всех живых».

…Будем честны. До А.Н. Островского, до середины 1850-х, лишь с очень большой натяжкой можно было рассуждать о существовании русской драматургии и русского театра. Несколько безусловных по таланту и темам пьес Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Тургенева, созданных в первой половине XIX века, ещё не делали на сцене «русской погоды». Хотя бы по той причине, что круг их персонажей ограничивался чиновниками и дворянами. К тому же некоторые из этих сочинений годами были под цензурой и весьма неохотно допускались к постановке на провинциальной сцене. В почёте у провинциального обывателя в первой половине века был французский водевиль, ставилась иногда зарубежная классика /Шекспир, Шиллер, Шеридан, Мольер, Мариво/, а то и переделки этой самой классики на русский лад. Поэтому в репертуаре нередки были представления типа «Гамлет Сидорович и Офелия Кузьминишна» или постановки типа «Артист, арфист и аферист» /выписано из газеты «Воронежские губернские ведомости» 1840-х годов/. 

Александр Николаевич Островский /1823-1886/ в сущности открыл российскому зрителю Россию. В созданных им 47 /плюс 7 в соавторстве/ пьесах он объял все стороны русской жизни – от начала русской Смуты XVII века до середины 1880-х. Впервые именно в его драматургии присутствуют, активно действуют и говорят естественным языком представители всех социальных слоёв России.  С приходом А.Н. Островского национальная драматургия и театр обрели вполне выразительное лицо: на сцене появились русские проблемы и русские типы всей социальной вертикали - от монархов до приказчиков, дворовых слуг и странников.

Все пьесы драматурга шли на сценах Малого театра в Москве и Александринского в Петербурге. Но национальным драматургом он стал после того, как его поняла, приняла и стала тиражировать русская провинция. И в этом плане воронежскому театру принадлежит особо почётная роль. Вслед за Малым и Александринским пьесы А.Н. Островского почти тотчас же появлялись на воронежской сцене. Этому способствовали особые обстоятельства, о которых расскажет ведущий.

Большой театральный праздник состоялся в Воронеже в светлые майские дни 1860 года. Драматург А.Н. Островский и великий актер Александринского театра А.Е. Мартынов 8 дней были гостями Воронежа. Только что созданную автором «Грозу» показывали три вечера подряд при восторженном приёме публики. А.Е. Мартынов играл в ней роль Тихона.

А в сезоне 1863-1864 гг., когда губернатором был генерал-майор М.И. Чертков, правнук наместника В.А. Черткова, основавшего в 1787 первый воронежский театр «благородных», в репертуаре нашего театра значились уже десять(!) пьес А.Н. Островского

Интерес воронежцев к пьесам русского драматурга не убывал до конца XIX века, потому что практически каждый гастрольный сезон великие актёры Москвы и Петербурга играли на воронежской сцене роли в пьесах А.Н. Островского.               

Так, Федотова Гликерия Николаевна, великая актриса Малого театра, с грандиозным успехом гастролировала на нашей сцене летом 1878 года. Играла Катерину в «Грозе», Лидию в «Бешеных деньгах», Юлию в «Последней жертве». Позже выступала в Воронеже в 1880-м и 1895-м годах.

Ермолова Мария Николаевна, великая актриса Малого театра, в возрасте 26 лет выступала в Воронеже в 1879 году. В 1890-м на воронежской сцене играла Катерину в «Грозе», Марию Стюарт в драме Шиллера, Иоанну в «Орлеанской деве».   

Правдин Осип Андреевич, актёр Малого театра, известный театральный педагог, гастролировал на нашей сцене летом 1879 года вместе с актрисой М.Н. Ермоловой.

Далматов Василий Пантелеймонович в 1870-е играл Чацкого в «Горе от ума», а также в пьесах А.Н. Островского и Ф. Шиллера.

Писарев Модест Иванович, знаменитый актёр Александринского театра, исполнял на нашей сцене роли Несчастливцева в «Лесе» и Кнурова в «Бесприданнице» летом 1895 года.

Комиссаржевская Вера Фёдоровна, великая актриса начала ХХ века, покорила публику исполнением роли Ларисы в «Бесприданнице» и Вари в «Дикарке» А.Н. Островского в 1903 году. 

В первой половине ХХ века пьесы Островского ставили реже по причине острых социальных перемен и вследствие появления новой драматургии. Предпочтение отдавалось пьесам Чехова, Горького, а также О. Уайльда, Гауптмана, Ибсена, Метерлинка. Но вот в России произошли бурные события 1917-1919-го годов, новая власть потребовала переориентировать искусство на прославление революции. Однако «новые пьесы» типа «Любови Яровой» или «Бронепоезда 14-69» не могли появиться в одночасье, а народ по-прежнему требовал «хлеба и зрелищ» каждый день и каждый вечер. На выручку пришла драматургия А.Н. Островского.

В 1919 году городской зимний театр переименован в Большой Советский театр. Сыграли «Мистерию Революции» с огромной массовкой. И тотчас же обратились к Островскому. В период с 1919 по 1929 на воронежской сцене были поставлены десять его пьес. Среди лучших исполнительниц ролей Коринкиной и Глафиры («Без вины виноватые» и «Волки и овцы») была Зоя Константиновна Чекмасова (1900-2007), заслуженная артистка РСФСР. На сцене БСТ в 1928-1934 гг. Из Воронежа уехала в Куйбышев (Самару), в драмтеатре которого в течение десятилетий была в числе ведущих актрис.  

Воронежскому театру с начала тридцатых годов повезло. Здесь собралась большая группа талантливых актеров, которые в течение последующих 30 лет определяли его лицо. А среди режиссеров был ученик В.И. Немировича-Данченко А. И. Канин, создавший в Воронеже в 1932 году театральное училище и весьма талантливый С. Н. Воронов. Отдавая предпочтение пьесам М. Горького, они не забывали об Островском. А. И. Канин поставил «Доходное место» и «Бедность – не порок». А выпускной экзамен в театральном училище завершался постановкой пьесы «Не было ни гроша, да вдруг алтын» в постановке народного артиста Республики Георгия Васильева, ведущего актера и режиссера драматического театра.         

Годы военные и послевоенные несколько потеснили в репертуаре пьесы А.Н. Островского. Но режиссер тех лет В. М. Энгелькрон время от времени возвращается к нему. Ставит «На всякого мудреца довольно простоты», потом «Доходное место». В 1973 году замечательная Римма Мануковская на Всероссийском фестивале, посвященном 150-летию со дня рождения великого драматурга, получает главный приз за исполнение роли Реневой в спектакле «Светит да не греет».                           

Главный режиссер в то время народный артист РСФСР Глеб Дроздов был более склонен открывать имена новые или ставить пьесы современных авторов. На постановку классики нередко приглашали режиссеров со стороны. Впрочем, в 1973 году он поставил «На всякого мудреца довольно простоты».

В 1983 году назначенный на должность главного режиссера Анатолий Кузнецов поставил комедию А.Н. Островского «Не все коту масленица». Спектакль получился светлый, праздничный и существовал в репертуаре лет десять.

«Эра Островского» в Кольцовском театре продолжилась с приходом в 1987 году в качестве художественного руководителя народного артиста России Анатолия Иванова. От своего учителя Анатолия Васильевича Эфроса Анатолий Васильевич Иванов усвоил в числе ряда главных составляющих художественного успеха - брать для постановки драматургию талантливую, полноценную, говорящую и уму и сердцу, ставить классику или равноценную ей современную пьесу. Поэтому еще молодым, в Тамбовском драмтеатре, дебютировал пьесой А.Н. Островского «Без вины виноватые». Это одна из самых эмоционально заряженных пьес великого драматурга. В благожелательных рецензиях на постановку было замечено стремление режиссера «создавать психологически достоверные образы» и умение прочесть классику «свежим взглядом».

В Кольцовском театре первая постановка Анатолия Иванова по Островскому в 1994-м году называлась пространной цитатой «Резвые крылья амура, или Бывшая Ваша благодетельница Меропа Мурзавецкая». Разумеется, речь идет о пьесе «Волки и овцы». Роль Меропы, женщины коварной, умной и властной, великолепно играла Римма Мануковская.

Это была её десятая встреча с Островским на сцене Кольцовского театра. Постановка была фундаментальная, актерский состав безупречный. Недаром на фестивале «Русская комедия» в Ростове-на-Дону Римма Мануковская получила приз имени Фаины Раневской, а актер Вячеслав Зайцев приз за исполнение роли Мурзавецкого.

В 1996 году в репертуаре появилась «Бесприданница», спектакль А. В. Иванова, через два года удостоенный чести быть показанным на Третьем Международном фестивале имени А.П. Чехова в Москве. Это был ансамбль великолепных актёров - Тамара Семёнова, Сергей Карпов, Валерий Потанин, Анатолий Гладнев, Константин Афонин, Вячеслав Зайцев, Александр Смольянинов. Смелый эксперимент режиссёра заключался в том, что главную роль Ларисы Огудаловой отлично сыграла студентка второго курса театрального факультета Воронежской государственной академии искусств Магдалена Магдалинина. Таким образом она сразу вошла в число ведущих актёров знаменитого коллектива.

А в 1998-м появляется «Доходное место», дипломный спектакль Воронежской государственной академии искусств, курс А. В. Иванова. Сразу же после выпуска постановка оказывается в афише театра. Причем некоторые возрастные роли в нем с успехом играли выпускники. Спектакль был записан телевидением. Но самое почетное: в апреле 2000 года на фестивале «Островский в Доме Островского» его играли на сцене Малого театра.

В 2007-м в афише появляется «Банкротъ» по пьесе «Свои люди – сочтемся» также в постановке Анатолия Иванова. Получился отличный ансамбль, в котором весьма колоритны заслуженный артист России Вячеслав Зайцев в роли купца Большова, Светлана Поваляева в роли Свахи, Роман Слатвинский в роли стряпчего Сысоя Псоича. Исполнители других ролей также были на высоте. В мае того же года «Банкротъ» был представлен уже на Международном фестивале стран Черноморского бассейна в турецком городе Трабзоне.

В 2009-м, когда уже не стало Анатолия Васильевича Иванова, по его давнему приглашению поставил на нашей сцене «Без вины виноватые» известный армянский режиссёр Ваге Шахвердян. В спектакле роль Кручининой сыграла ведущая актриса заслуженная артистка России Надежда Леонова, роль Незнамова заслуженный артист Воронежской области Юрий Смышников, Коринкиной – заслуженная артистка Воронежской области Магдалена Магдалинина.        

Наконец, в Год Островского на Кольцовской сцене состоялась премьера современной версии пьесы «На всякого мудреца довольно простоты» в постановке художественного руководителя театра заслуженного деятеля искусств России В.С. Петрова.

Заключая этот материал, посвященный юбилею великого драматурга, можно без ложной скромности утверждать: Кольцовский театр и сегодня один из тех в России, для коллектива которого наследие Александра Николаевича Островского источник творческий и живой.

Вот такие факты, а также иллюстрации к ним, будут предложены желающим посетить вечер «Живое прошлое» 18 мая в конференц-зале Дома актёра. Начало в 18-30. Окончание в 20-00.

В вечере принимают участие ведущие актёры, игравшие роли в пьесах А.Н. Островского, — народная артистка России Тамара Семёнова, заслуженные артисты России Надежда Леонова, Константин Афонин, Вячеслав Зайцев, заслуженная артистка Воронежской области Магдалена Магдалинина. 

Приглашаются школьники, лицеисты, гимназисты, студенты и все, кому небезразличны живые страницы истории нашей культуры.

Вход свободный. 

Поделиться