22 августа 2023

Виктор Розов и Кольцовский театр

Николай Тимофеев                 

                           К 110-летию со дня рождения драматурга

/21.08. 1913 -  28.09. 2004/

                            

Виктор Сергеевич Розов в своём рабочем кабинете.

Во второй половине ХХ века в СССР Виктор Сергеевич Розов относился к числу весьма немногочисленных деятелей культуры, которые были нерастраченной совестью великого народа. Его живое присутствие в этом народе, его Слово помогало человеку разумному, развивающемуся, ищущему правды и справедливости, выживать в условиях жёсткого идеологического прессинга. Помогало сохранять человеческое достоинство, не смешиваться с толпой подхалимов и рвачей.

Замечательного драматурга минувшего столетия, автора более 20 пьес, сценария всемирно признанного фильма «Летят журавли» и Кольцовский театр связывало очень многое творческое. Воронежский драмтеатр одним из первых в СССР в начале 1950-х открыл для себя его драматургию. А всего за полстолетие на его сцене поставлено более десяти пьес Виктора Розова.

                         

Сцена из спектакля «Страница жизни». 1953 г.

Несколько поколений актёров прошли на его пьесах школу гражданского мужества и деятельного гуманизма. Но особая судьба выпала на долю воронежской постановки, созданной по пьесе, которую драматург начал писать по горячим следам ещё идущей жестокой войны – в 1943 году.

Спектакль «Вечно живые» Анатолий Васильевич Иванов поставил в 2000-м – к 55-летию Великой Победы. В 2001-м режиссёр был отмечен дипломом конкурса «Хрустальная Роза Виктора Розова».

                   

                          Сцена из спектакля «Вечно живые». 2000 г.                         

 В 2002-м на международном фестивале постановка получила Гран-при, а ещё через год актриса Магдалена Магдалинина  была награждена призом «Хрустальная Роза Виктора Розова» в номинации «Главная женская роль». 

                           

Спектакль жил в репертуаре театра 13 лет. Но не о нём сегодня главное слово, а об авторе – драматурге, создавшем более 20 пьес, которые пробуждали в людях лучшие чувства в течение полувека,

Что же стало основой для появления пьес Виктора Розова? Конечно, личное, пережитое. Вот конкретные факты, относящиеся к нашей постановке. Из интервью Виктора Розова: «Началась война. У меня правый глаз видит на 10 процентов, у меня белый билет, но я сразу, в первый день войны решил – я должен быть там, где всего труднее. И это – не поза, не литература, я тогда был очень далек от нее, а нормальное честное решение. Много лет спустя я вставил эту фразу в пьесу. "Я должен быть там, где всего труднее…». Это не простая фраза, за ней стоит очень многое, и страшное, как оказалось. На войне я никаких подвигов не совершал, зато настоящий ужас войны испытал в первом же бою. На нас двинулись танки. А мы на лошадках. Пушки наши на конной тяге. Политрук нам сказал: «Ребята – они железные, мы не можем противостоять. Наша задача – бросаться им под ноги и задержать хотя бы на два дня». Они как раз на Москву шли. И мы свою задачу выполнили. Почти все из нашей батареи были убиты. Осталось два человека в живых: я и медсестра. Я был тяжело ранен. Полз я в канаве, по которой текла кровь. «Кровь лилась рекой». Живописно так, да? А когда сам ползешь в этой крови – страшнее трудно это представить. Так вот без всякой поэзии, без всяких метафор кровь текла в канаве ручьём, и я полз по земле и ватник мой набух в этой крови… Я своей душой прошёл этот ужас и не жалею об этом». Всё это происходило трагической осенью 1941-го, ещё до начала контрнаступления советских войск под Москвой. А на её защиту бросили почти безоружных солдат из московского ополчения, в котором и оказался Виктор Розов. После того боя чудом выжил, долго лечился, стал инвалидом. Обо всём этом он подробно вспоминает и в своей автобиографической повести «Путешествие в разные стороны». Её чтение сегодня – нектар для души: будто беседуешь с давно знакомым прекрасным человеком. Однако вернёмся к его драматургии.

В 1943-м появился первый вариант пьесы «Вечно живые». Этой драме суждено было войти в историю отечественного искусства дважды: ее постановкой в 1957 году открылся знаменитый театр “Современник”, в том же году появился фильм “Летят журавли”. Он обошёл киноэкраны всего мира и получил мировое признание. По данным ЮНЕСКО он входит в пятёрку лучших фильмов ХХ столетия. «Искусство – это свет», - не раз повторял драматург в своих интервью. И в самом деле, несмотря на очень тяжёлые детство и юность, на пережитое в годы войны, Виктор Розов оптимист по натуре, человек, который до последних дней жил с чувством удивления перед жизнью. Об этом говорят и названия ранних его пьес: «В добрый час», «В поисках радости», «Её друзья». В его пьесах утверждаются лучшие человеческие качества: любовь к Родине, право человека на собственный выбор в любых обстоятельствах, мужество, честность, справедливость…

                   

Кольцовский театр одним из первых в России освоил драматургию Розова. В 1953-м на его сцене появился спектакль «Страница жизни», а ещё через год – «В добрый час». В том же 1955-м эту пьесу поставил в Центральном детском театре Анатолий Эфрос. Постановка вызвала бурную реакцию. Главный персонаж пьесы Андрей Аверин, выпускник школы, ищущий своё место в жизни, решая для себя главную нравственную проблему, рассуждает: «Ну, разве это самое важное, - кем я буду? Каким буду – вот главное!». Любимые автором герои пьес, «Розовские мальчики», противопоставлялись приспособленцам, негодяям и эгоистам, выстраивающим свою жизнь без нравственных проблем. Сегодня такие, как Аверин, в глазах многих нынешних «продвинутых» показались бы недоразвитыми идиотами…

В годы 1970-е социальная проблематика в пьесах Виктора Розова ещё более обостряется. В 1973 году по приглашению режиссёра Валерия Соловьёва на премьеру спектакля «Ситуация» драматург приезжал в Воронеж. Остался весьма доволен постановкой. Другой была реакция идеологического отдела обкома партии. Было организовано обсуждение пьесы с приглашением «представителей рабочего класса». В чём дело? Главный герой, молодой инженер, пытается внедрить на родном заводе своё изобретение, которое в итоге даст явный экономический эффект. Встречает сопротивление. Друзья советуют задобрить подарками тех, от кого зависит судьба внедрения. И рассуждают о том, дарить подарки секретарю парторганизации или не дарить. В результате обсуждения «Ситуация» была запрещена после четырёх представлений. Но театр продолжал ставить пьесы драматурга. В 1975-м появились в афише «Четыре капли».

       

В постановке «Четыре капли» засл. арт. РСФСР В. Шкурский и  К. Трапезникова.

Долго не могла пробиться на сцену созданная автором в 1981-м пьеса «Кабанчик». И только с началом «перестройки» она увидела свет. В 1987-м пьесу поставил на Кольцовской сцене Анатолий Иванов. Больная тема «отцов и детей», причём детей из разряда партийной иерархии, указывала на явные признаки разложения в обществе в целом. Постановка имела успех, но социальная значимость пьесы уже потеряла свою остроту.

Виктор Сергеевич Розов скончался в 2004-м на 92-м году жизни. Последние годы тяжело болел. Очень хотел приехать в Воронеж на спектакль «Вечно живые». Говорили с ним об этом по телефону. Он очень обрадовался высокой оценке известными критиками нашей постановки. Мы послали ему видеозапись. И нельзя не вспомнить о том, как наш театр помог ему в эти последние годы. После успешной премьеры возникла идея выдвинуть спектакль, а вместе с ним и автора пьесы Виктора Розова на Государственную премию Российской Федерации. Обратились с этой идеей к председателю Воронежской писательской организации Виктору Попову и редактору журнала «Подъём» Ивану Евсеенко. Они ее поддержали. Связались с Союзом писателей России, который также поддержал. Постановка театра на премию не прошла, а Виктор Сергеевич получил Президентскую премию 2001 года – в компании с Михаилом Плетнёвым, Глебом Панфиловым, Валерием Гергиевым и другими. Очень она оказалась кстати в то время больному драматургу. Об этом имеется документальное свидетельство.

                                    

В том же 2001 году в издательстве Олма-Пресс вышло собрание сочинений драматурга и писателя в трёх томах. В интервью «Российской газете» Виктор Сергеевич сказал: «Меня порадовало, что в последнее время вышел мой трёхтомник. И это событие, и присуждение премии меня очень поддерживает и, может быть, важнее лекарств и врачей…».

В октябре того же 2001 года в Москве, в галерее Шилова, вблизи Кремля, происходило вручение премий и дипломов победителям конкурса «Хрустальная Роза Виктора Розова», учреждённого Московским интеллектуально-деловым клубом под руководством Н.И. Рыжкова. Это последний Председатель Совета Министров СССР /1985-1991/.Мне довелось там быть по поручению художественного руководителя театра и принимать диплом, присуждённый режиссёру Анатолию Иванову за постановку пьесы «Вечно живые». Наш режиссёр был единственным награждённым представителем провинции. Все остальные были москвичи. Более всего и меня и всю присутствующую там литературно-театральную и политическую элиту столицы поразила верная спутница долгой жизни драматурга Надежда Варфоломеевна – своей энергией, мудростью и… новыми стихотворениями, посвящёнными Виктору Сергеевичу Розову.

Воронежская постановка 2000-го года «Вечно живые» участвовала в формате пяти международных и всероссийских фестивалей. Всегда с неизменным успехом. Около десятка отзывов самого высокого уровня можно цитировать. В постановке были заняты более двадцати актёров. Среди них ветераны сцены и сегодня радующие зрителей своим творчеством. Это народные артисты России Тамара Семёнова и Сергей Карпов, заслуженные артисты России Елена Гладышева, Ольга Рыбникова, Валерий Блинов, заслуженные артисты Воронежской области Магдалена Магдалинина, Светлана Поваляева, Юрий Смышников и Роман Слатвинский, актёры Валентина Юрова, Наталия Мирандола, Ирина Сорокина, Татьяна Беляева.

Этот воронежский спектакль видели многие ведущие критики России.

Приведу отзыв председателя экспертного совета V Всероссийского фестиваля «Актёры России – Михаилу Щепкину», заслуженного деятеля искусств РФ Константина Щербакова. Фестиваль проводился в Белгороде в ноябре 2003 года. Итак:

— Виктор Сергеевич Розов, участник Великой Отечественной войны, героями своих пьес выбирал людей обыкновенных, поэтому их драмы и трагедии зритель воспринимает, как свои собственные. Пьеса и спектакль «Вечно живые» – о военном поколении, о морально-нравственном выборе, который пришлось сделать каждому молодому человеку в тяжелые для всей страны годы испытаний. Это одна из выдающихся работ Народного артиста России, режиссера Анатолия Иванова. Когда я смотрел спектакль, то с первой минуты увидел людей, которые были похожи на мои театральные воспоминания, но пришедшие на сегодняшнюю сцену с ее новыми режиссерскими и актерскими технологиями. В этом спектакле у всех персонажей не нынешние лица. Они именно оттуда, из 40-х годов. На них печать того времени. Они будничны, не пафосны: они же не знают, что совершают подвиг. Я думаю, этот спектакль о достоинстве, которое мы, ныне живущие, утратили».

Константин Щербаков. «Белгородская правда». 11 ноября 2003 г.

В заключение моих размышлений о жизнетворчестве великого гуманиста недавнего прошлого Виктора Сергеевича Розова не могу не привести короткий отрывок из его повествования о пережитом в страшную осень 1941 года на рубежах Москвы.

 ДИКАЯ УТКА

Кормили плохо, вечно хотелось есть. Иногда пищу давали раз в сутки, и то вечером. Ах, как хотелось есть! И вот в один из таких дней, когда уже приближались сумерки, а во рту еще не было ни крошки, мы, человек восемь бойцов, сидели на невысоком травянистом берегу тихонькой речушки и чуть не скулили. Вдруг видим, без гимнастерки, что-то держа в руках, к нам бежит еще один наш товарищ. Подбежал. Лицо сияющее. Сверток – это его гимнастерка, а в нее что-то завернуто.
«Смотрите!» – победительно восклицает Борис. Разворачивает гимнастерку, а в ней… живая дикая утка. «Вижу: сидит, притаилась за кустиком. Я рубаху снял и – хоп! Есть еда! Зажарим!».
Утка была некрупная, молодая. Поворачивая голову по сторонам, она смотрела на нас изумленными бусинками глаз. Нет, она не была напугана, для этого она была еще слишком молода. Она просто не могла понять, что это за странные милые существа ее окружают и смотрят на нее с таким восхищением. Она не вырывалась, не крякала, не вытягивала натужно шею, чтобы выскользнуть из державших ее рук. Нет, она грациозно и с любопытством озиралась. Красавица уточка! А мы – грубые, пропыленные, нечисто выбритые, голодные. Все залюбовались красавицей. И произошло чудо, как в доброй сказке. Кто-то просто произнес: «Отпустим!».
Было брошено несколько логических реплик, вроде: «Что толку, нас восемь человек, а она такая маленькая», «Еще возиться!», Подождем, придет же этот зараза повар со своей походной кухней-таратайкой!», «Боря, неси ее обратно». И, уже ничем не покрывая, Борис бережно понес утку обратно.
 
 
 

 

Поделиться