16 апреля 2025

ВЯЧЕСЛАВ БУХТОЯРОВ – ОТ КЕРУБИНО ДО ФИРСА

Далеко не каждому актёру выпадает счастливый номер – в каждом возрасте сыграть соответствующую своему возрасту роль. Вячеславу Владимировичу повезло.

В 1975-м, сразу после окончания Воронежского государственного института искусств /кстати, первый выпуск!/, он сыграл на сцене Кольцовского театра роль Керубино, солнечного, эмоционального, влюбчивого молодого человека в бессмертной комедии Пьера Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» в постановке режиссёра Владимира Соловьёва.

Розина – Наталья Дроздова. Керубино – Вячеслав Бухтояров

А сегодня, в 2025-м, 50 лет спустя, зритель чуть ли не утирает слёзы, видя увядающего Фирса, забытого всеми в забитом безжалостными людьми доме, бывшей усадьбе Раневской, в финале бессмертной пьесы «Вишнёвый сад» великого А.П. Чехова в постановке художественного руководителя театра Владимира Петрова.

И образ Керубино, созданный великим французским драматургом, и хрестоматийный чеховский образ в разные века на разных мировых сценах воплощали и продолжают это делать и сегодня многие выдающиеся актёры. На нашей цене эти роли органично вписались в биографическую репертуарную канву артиста Вячеслава Бухтоярова.

А вообще-то наш герой из той категории актеров, для которых не существует мелких или незначительных ролей. К каждой роли, будь она в очередной сказке, - а их он переиграл немало! - или известном классическом произведении, он относится предельно ответственно, точно воплощает режиссерские установки, находя в своем актерском арсенале наиболее выразительные приёмы и способы сценического проживания. Он надежный партнер, с прекрасным чувством ансамбля. Даже воплощая комические или сатирические роли, такие, как Добчинский в «Ревизоре» Н.В. Гоголя, Ган-Дза-Лин в «Зойкиной квартире» М.А. Булгакова, Гармонист в «Театральном романсе» по А.Н. Толстому,

Дженнаро в «Утешителе вдов» Д. Маротта и Б. Рандоне, актер создает объемный и понятный зрителю образ, вызывающий не только смех, но и душевное сострадание судьбе «маленького» человека.

В спектакле «Преследование поезда» с Риммой Мануковской.

За полвека служения Мельпомене артист сыграл более 80 разноплановых ролей. Среди них - Глумов в пьесе «Бешеные деньги», Гаврила в «Горячем сердце» А.Н. Островского, Венгерович – младший в «Безотцовщине» А.П. Чехова, Анучкин в «Женитьбе» Н.В. Гоголя, Князев в спектакле «Заветные тетради Н.Н. Князева» по В.М. Шукшину, Джекоб в «Трехгрошовой опере» Б. Брехта. Это великолепный острохарактерный актер, который востребован в большинстве постановок, включая сказки для детей.

Городничий – А. Гладнев. Добчинский – В. Бухтояров

В творческой биографии Вячеслава Бухтоярова важное место занимает работа в спектаклях по произведениям Андрея Платонова. Это машинист паровоза Нефёд Степанович в пьесе и постановке А.В. Иванова «Как это все далеко – любовь, весна и юность…» по мотивам рассказов «Возвращение» и «Фро».

В спектакле «Как это всё далёко – любовь, весна и юность…»

За эту роль Вячеслав Бухтояров был удостоен звания лауреата областного театрального конкурса «Событие сезона 2003/2004» в номинации «Лучшая мужская роль второго плана». В спектакле «Река Потудань» (инсценировка и постановка В.С.Петрова) он достоверно и художественно убедительно воплотил роль Отца.

В 2010 году Вячеслав Владимирович получил почётное звание «Заслуженный артист Воронежской области».

Актёр и сегодня активно задействован в репертуаре, с 2015 по 2025-й сыграв в 15 постановках. Среди ярких ролей этого периода –Хмелик в спектакле «Соло для часов с боем» О. Заградника, Сорин в «Чайке» А.П. Чехова, Дон Педро в «Ракушке» П. Кальдерона, Неклюдов в «Маскараде» М.Ю. Лермонтова.

В спектакле по пьесе Р.Нэша «Продавец дождя» (постановка Н.И.Рака) он поочередно исполняет две роли – старика Харри и шерифа Томаса, находя убедительные краски для столь разных характеров. Одобрительные отзывы прессы вызвало его исполнение роли Первого могильщика в знаковой для театра постановке «Гамлет».

В 2021 году Вячеслав Владимирович получил почётное звание «Заслуженный артист Российской Федерации».

Поделиться