9 ноября 2023

Знаковые имена в истории Кольцовского театра

Николай Тимофеев

К 90-летию со дня рождения

 ЭДУАРД ПАШНЕВ И КОЛЬЦОВСКИЙ ТЕАТР

15.08. 1933 – 01.01. 2021

Эдуард Иванович Пашнев – уроженец Воронежа, известный российский писатель, поэт, драматург, публицист, режиссёр, киносценарист, общественный деятель, Лауреат Государственной премии имени К.С. Станиславского, член Союза писателей СССР с 1966 года. Мало найдётся среди известных воронежской культурной семьи деятелей, которые смогли так ярко проявить себя в таком широком творческом диапазоне. Интернет последнего десятилетия представляет его заслуги широкомасштабно.

Прежде всего, конечно, он писатель, автор более тридцати опубликованных при жизни книг, некоторые из которых переведены на несколько языков, включая такие редкие для нас, как японский и сербский. В 1970-е – 1980-е он был одним из самых известных и читаемых в СССР детско-юношеских писателей.

Опубликованную в 1975-м году в журнале «Юность» повесть «Девочка и олень» в те годы читали в очередь, передавали из рук в руки. Она посвящена жизни и творчеству юного художника Нади Рушевой, которая к 17 годам создала более 12 тысяч рисунков-иллюстраций к романам Л. Толстого, М. Булгакова и других известных авторов. В 17 лет её сердце не выдержало…

В 2001-м московское издательство ТЕРРА выпустило прекрасно оформленную книгу «Девочка и олень» с рисунками Нади Рушевой в серии «Книги для девочек».

Родившись в 1933-м, Эдуард Иванович прошёл вместе со своей страной трагический путь военного и послевоенного лихолетья, трудного постепенного делания из себя человека творческого, путь трудного, но неуклонного выхода к Свету. Он относится к той редкой породе людей, о которых говорят selfmademan /сам себя создавший/. В этом ему помогали время и страна.Служил в армии. Работал на заводе фрезеровщиком. Почувствовав в себе творческое дарование, устроился «поближе к искусству»: два года работал в драмтеатре - грузчиком и рабочим сцены. Учился в литинституте. Между делом писал стихи. О военном детстве, о близких людях, о прекрасных девушках и, конечно, о коммунизме. Оптимистическое отношение к жизни – необходимое условие для реализации творческого потенциала. Недаром в 1964-м его первая, простенького вида, книжица стихотворений называлась «Рождается солнце». Тираж -3 тыс. экз. Цена - 13 коп. В 1965-м он уже автор сборника повестей «Хромой пёс» тиражом 50 тысяч экземпляров. Книга предназначалась «для среднего и старшего школьного возраста».В предисловии известный детский писатель Лев Кассиль с большой теплотой пишет об авторе: «Перейдя со стихов на прозу… автор по существу остаётся поэтом с весёлым и добрым взглядом на жизнь, с неутомимым лиризмом восприятия. Проза Пашнева, как и надлежит быть настоящей художественной прозе, поэтична и красочна».

Итак, воронежский период – это 1933-й – 1983-й годы. Полстолетия. Здесь он прошёл путь – «через тернии – к звёздам». Военное и послевоенное детство – в повести «Дневник человека с деревянной саблей». Кстати, издательство «Речь» в Санкт-Петербурге в 2018 году неожиданно вспомнило хорошего детско-юношеского писателя Эдуарда Пашнева и выпустило прекрасно оформленный сборник повестей с таким же названием.

Драматург, сценарист, режиссер

Значительны и уникальны заслуги Эдуарда Пашнева перед воронежской Мельпоменой. Середина семидесятых была периодом его театрального и литературного триумфа. В 1973 году его, известного к тому времени писателя и поэта, главный режиссёр Кольцовского театра Глеб Дроздов призвал в театр уже в творческом качестве. Надо было срочно написать пьесу, посвященную трагическим событиям в Чили, о том, как военная хунта генерала Пиночета свергла избранного народом президента Сальвадора Альенде. Жестокость, сопутствующая перевороту, тогда всколыхнула весь мир. Работа была выполнена в кратчайшие сроки.

Режиссёр Кольцовского театра Глеб Дроздов. Драматург – Эдуард Пашнев.

Трагические события произошли в сентябре 1973-го, а уже в феврале 1974-го поставленная Глебом Дроздовым «Хроника одного дня» с прекрасными актерами. Президент – Владимир Седов, Вдова – великолепная Раиса Кириллова, а затем Римма Мануковская, Певец – Юрий Кочергов/ имела огромный успех. И режиссёру и драматургу в 1974 году присуждается звание лауреата Государственной премии РСФСР. Кроме них ещё пятеро членов команды: художник-постановщик Нина Гапонова, композитор Геннадий Ставонин, актёры Владимир Седов, Римма Мануковская и Юрий Кочергов также были удостоены высокой государственной награды. С этого времени писатель Пашнев и режиссёр Глеб Дроздов работают в одной творческой связке.
Постановка о трагических событиях в Чили была представлена в Москве. Зрителями были приглашённые работники диппредставительств латиноамериканских стран.

Президент Сальвадор Альенде – актёр Владимир Седов

Многие центральные газеты и журналы поместили о постановке восторженные рецензии. Вот что писала о ней сверхпопулярная в то время «Комсомольская правда» в репортаже В. Тимофеева «Правдой сердца» 22 мая 1974 года:

''Спектакль этот не знает спокойного ритма, он весь пульсирует, весь бьется, как сердце в момент сверхнапряжения. Все, что давал драматургический материал, и сверх того, что, он давал, использовано на театре. Все, что не смогла досказать драматургия, досказали режиссура и актеры. Два актерских поколения встретились в этом спектакле – старшее и младшее. Но увлеченность и, главное, молодость – его главнейшие достоинства. И Президент (В. Седов), и вдова (Р. Кириллова), и Певец (Ю. Кочергов), и Маркос (И. Краснопольский), и Делия (Т. Семенова) – это все образы, сделанные одинаково молодой энергией и страстью. Иначе и невозможно».

 Вдова Президента - актриса Раиса Кириллова.

Глеб Дроздов посвятил воронежскому театру 14 лет, стал здесь народным артистом РСФСР, поставил отличные спектакли, вырастил плеяду прекрасных актёров, которые и сегодня составляют цвет воронежской труппы. В 1978 году, после удачных гастролей в Москве, театру имени Алексея Кольцова было дано почетное звание «Академический». И в этом обстоятельстве была немалая заслуга и Эдуарда Пашнева.

А в 1980 году на сцене уже Академического Кольцовского театра созрел еще один плод сотворчества Эдуарда Пашнева и Глеба Дроздова – спектакль «Посеешь ветер…» о работе советских разведчиков в ставке Мао Цзедуна во время второй мировой войны. Особую остроту постановке придавало участие в ней в качестве консультанта единственного оставшегося в живых героя этих событий – советского консультанта-разведчика Николая Николаевича Риммара. Его играл тогда ныне заслуженный артист России Вячеслав Зайцев.

Советский разведчик в ставке Мао Цзедуна Николай Николаевич Риммар (в центре), один из героев пьесы, консультирует актёров.

Афиша спектакля 1980 года

Эдуард Пашнев: «У каждого крупного режиссёра есть свой драматург. Таким драматургом для Дроздова был я. Он задумывал. Я писал. Моя профессия – писатель. Его профессия – режиссёр - постановщик. За 27 лет я написал для театра Дроздова 12 пьес, некоторые сам, другие совместно с мастером. В 2000 году я опубликовал книгу театральных мемуаров «Иноходец», где подробно рассказал о том, как мы жили и работали…». Эта книга, помимо всякого прочего интересного, являет собой замечательный документ времени. В ней присутствует подтверждаемая конкретными фактами и картинками идеология, философия и культура советского и постсоветского общества. 260 из 460 страниц в ней посвящены воронежскому периоду сотворчества режиссёра и драматурга.

 «Посеешь ветер» Э. Пашнева и Г. Дроздова. Владимиров – Вадим Соколов. Мао Цзедун – Павел Говоров.

 В 1975-м пьесы Эдуарда Пашнева идут сразу в двух театрах Воронежа. Глеб Дроздов ставит пьесу «Размен» в драме. Режиссёр В. Бугров пьесу «Барабан и флейта» в Тюзе. В эти же годы по сценарию Эдуарда Пашнева на киностудии имени М. Горького снимается художественный фильм «Поле перейти». А Центрально-Черноземное книжное издательство в 1975-м выпускает книгу «Девочка и олень». В том же году повесть перепечатывает самый популярный в то время журнал «Юность». В активе Э. Пашнева также сценарий фильма «Певучая Россия», в котором автор сыграл одну из ролей.

Активная натура, неиссякаемый вкус к жизни требовали проявлений в разных творческих направлениях. Недаром в марте 1981 года избрали Эдуарда Ивановича Пашнева председателем правления Воронежской писательской организации, кстати, одной из самых многочисленных в то время по количеству членов СП в РСФСР. Мне довелось быть участником семинара-совещания молодых литераторов, которое организовал Эдуард Иванович на комфортабельной в то время базе отдыха ПО «Электроника» на высоком берегу реки Воронеж недалеко от Чертовицка. Было это в пору тихой и теплой золотой осени. Щедрая ночная иллюминация фантастическими красками расцвечивала кленовые и ясеневые аллеи вдоль крутого обрывистого берега. Среди участников - известные поэты, писатели, критики, и не только воронежские, но и московские, и ленинградские. И, конечно, какой уж тут сон, когда такие гости, такие ночи… Запомнился очень демократичный, лёгкий и одновременно серьёзный тон обсуждений произведений молодых литераторов, а также дискуссий о путях литературы.

После «изгнания» Глеба Дроздова из Воронежа в 1983 году Эдуард Пашнев неотлучно при нем как самый активный соучастник всех творческих процессов известного и «непослушного» /для властей/ режиссёра. Сначала был Ярославль, знаменитый Волковский театр, а в конце 1988 года в центре автомобилестроения в Тольятти появился первый в стране экспериментальный Театр «Колесо». Эдуард Пашнев был в нём заведующим литературной частью, потом заместителем директора по репертуару. На его сцене поставил спектакль «Кентавры» по собственной эротической поэме, прибавив к своей творческой биографии ещё и звание режиссёра.
С этого времени писатель Эдуард Пашнев и режиссёр Глеб Дроздов работали в одной творческой связке, вплоть до кончины режиссёра в 2000-м году в Тольятти. Кстати, в конце 1980-х, Пашнев в этом, далеко не художественном центре нашего автомобилестроения, нашел и вырастил писательские таланты до такой степени, что вскоре и там появилась своя писательская организация количеством около 50 человек. Выходила популярная газета «Собственное мнение». Кстати, ученики Эдуарда Пашнева до сих пор поддерживают эту тенденцию: выпускают газету, активно обсуждают литературные события в стране и в регионе.

Зеленые холмы Калифорнии

Литературное творчество требовало полной свободы. В 1999 году Пашнев оставил театр «Колесо». А в начале нового века оказался на Западном побережье Америки, в Сан-Франциско. Так повернулась жизнь. Дела семейные. Ежегодно в августе-сентябре вплоть до 2018 года он прилетал в Россию. Объезжал города по равнобедренному треугольнику – Москва-Тольятти-Воронеж-Москва. Не прерывал творческую связь с живущими в них.

На берегу Тихого океана, в далёкой Калифорнии, Эдуард Иванович продолжал активную творческую работу. Из-под его пера выходили новые повести, романы, стихотворения, мемуары. Почти всё – о России, о воронежских реалиях пережитых здесь лет. Долгое отсутствие в Воронеже привело к тому, что имя писателя стали забывать не только читатели, но и редакторы литературных изданий. Но вот в пятом номере альманаха «Ямская слобода» за 2014 год её редактор Дмитрий Дьяков публикует автобиографический рассказ Эдуарда Пашнева «Под железной звездой». Действующие лица в нём – уже ушедшие в мир иной и ныне живущие в Воронеже близкие автору люди. «Ямская слобода» снова вспомнила об авторе, живущем в далёкой Калифорнии, через четыре года, опубликовав в 2018-м сразу две документальных повести. Повесть «Колокол» посвящена известному писателю Гавриилу Троепольскому. А «Шурин Генсека и Федя из Орловки» - трагической судьбе талантливого писателя Евгения Титаренко. К каждой из них можно применить крылатое выражение: «они созданы кровью сердца».

Вспомнил о своём сотруднике 1970-х годов Эдуарде Ивановиче Пашневе и всероссийский журнал «Подъём», издающийся в Воронеже с 1931 года. В сентябрьском номере за 2019-й год там появилась повесть писателя «Белка на балконе» Действие в ней происходит в 1970-е годы, когда писатель жил в Березовой Роще.

Писатель Эдуард Пашнев и белка работают над повестью.

А в двенадцатом номере за 2020-й год редакция начала публикацию «романа из дневников и записных книжек» Э.И. Пашнева под названием «Когда мы были великими». Публикация продолжалась и в трёх номерах журнала в 2021году, когда писателя уже не стало. Эта публикация заслуживает особого внимания, потому что в ней дана очень подробная, прочувствованная, изложенная пером честного и талантливого писателя-художника атмосфера жизни целой эпохи – по сути, полстолетия /с 1950-х до 1990-х. минувшего ХХ века. Факты, события, их восприятие, даты, имена… Главное место в них занимают имена и события, происходившие в Воронеже. Воронежская городская топонимика присутствует в его повестях с начала 1960-х и до последних дней его жизни. Полстолетия его горячая, бурная творческая жизнь была связана непосредственно с Воронежем. А 20 лет его заграничной жизни, по сути, посвящены осмыслению прожитого и пережитого автором в первое пятидесятилетие воронежской жизни. Перечисленные выше публикации Э.И. Пашнева за последние пять лет совершенно новое неисследованное явление литературной и общественной жизни нашей страны, нашей области и города Воронежа. Литературное наследие Эдуарда Ивановича Пашнева весьма значительно, как по объёму, так и по содержанию.

Эдуард Иванович Пашнев умер 1 января 2021 года на 88-м году жизни от ковида в клинике Сан-Франциско.

Будем помнить о нём Светло!

Поделиться