18 марта 2024

ТАТЬЯНА КРАСНОПОЛЬСКАЯ: АКТРИСА ДЛЯ «ТЕАТРАЛЬНОГО РОМАНСА»

 К 75-летию со дня рождения

 Татьяна Сергеевна КРАСНОПОЛЬСКАЯ

 20.03.1949 – 27.12.2010

Народная артистка России (2000), актриса, режиссер, педагог. В Академическом театре драмы имени Алексея Кольцова сыграла значительное количество главных ролей. Многие спектакли с ее участием были представлены на международных и всероссийских фестивалях и немало добавили к славе коллектива, развивающего традиции русского реалистического психологического театра.

Татьяна Сергеевна Краснопольская родилась в Воронеже 20 марта 1949 года. Школьницей занималась в театральной студии при Дворце культуры железнодорожников им. К. Маркса под руководством актрисы Кольцовского театра Ирины Броновицкой. Участвовала в массовых сценах в спектаклях драмтеатра в постановках главного режиссера Петра Монастырского. В 1967 году Петр Львович Монастырский становится главным режиссером Куйбышевского (ныне Самара) драмтеатра и приглашает в труппу восемнадцатилетнюю Татьяну Краснопольскую. Это был режиссёр, который предчувствовал сценический потенциал молодого человека и умел его развивать. Под руководством опытного мастера начинающая актриса постигает азы актерского искусства, участвует в эпизодах почти во всех его постановках, а параллельно учится в театральном училище, которым руководит тот же П.Л. Монастырский. В 1971 году Татьяна заканчивает в Самаре училище и возвращается в родной Воронеж, где ее тотчас же принимают в труппу Кольцовского театра. Жизнерадостная, яркая, эмоциональная, открытая миру Татьяна Краснопольская сразу же обратила на себя внимание зрителей и критиков. Дебютировала на Кольцовской сцене в роли Оли Васильковой в комедии А.Н. Островского «Светит да не греет», поставленной к 150-летию великого драматурга. Ее партнерами в этом спектакле были известные, опытные актеры, которые любовно помогали юной актрисе освоиться на сцене в сложном материале. Среди них была и великолепная Римма Мануковская, исполнявшая главную роль Реневой, за которую получила в 1973 году приз на Всероссийском фестивале в Костроме. Газета «Молодой коммунар» 12 апреля 1973 года первой заметила и оценила тогда дебют молодой Татьяны Краснопольской: «Актрисе удалось воплотить сложный образ: судьбу молодой девушки от радости существования в этом мире до надвигающейся беды. Актриса убедительно раскрыла тему нравственной цельности, любви и верности».

Для становления актера, особенно в его первые сценические годы, очень важно не застрять в одноплановом амплуа, когда режиссеры с готовностью эксплуатируют вашу молодость, внешние данные, определенный тип эмоциональной выразительности. В этом плане Татьяне Краснопольской очень повезло, потому что в годы 1970-е ей давались не только весьма разноплановые роли, но и возможность работать с разными режиссерами. После Оли Васильковой в «Светит да не греет», поставленной Ф. Веригиной, талантливый режиссер Валерий Соловьев приглашает актрису на роль Гали Четвертак в спектакль военной тематики «А зори здесь тихие…», созданный по роману Б. Васильева.

Б. Васильев. «А зори здесь тихие..». Васков – В Соколов. Галя Четвертак - Т. Краснопольская.

Это была одна из лучших постановок тех лет, в которой сцены лирические и исполненные глубокого трагизма сосуществуют в единой органике. Пять девушек оказываются в тылу врага и гибнут одна за другой. Татьяна Краснопольская вполне вписалась в актерский ансамбль, в котором были актрисы и опытнее и старше по возрасту. Театральный критик Валентин Инютин, анализируя в «Молодом коммунаре» спектакль, немало места посвящает игре молодой актрисы. «Задача перед исполнительницей стояла сложная. Галя еще несостоявшийся человек. Детская игра в таинственные истории, неуёмная фантазия и столкновение с реальностью, оказавшейся жестокой, - вот мир, в который надо было вжиться актрисе. Личность ее Гали еще не успела сложиться, но характер надо было играть живой, полнокровный. И от эпизода к эпизоду актриса обнаруживает в героине за ее настороженной недоверчивостью к людям, за туманными мечтами – щемящую тоску по материнской ласке, незнакомой Гале, подкидышу, детдомовке. Эта боль выплескивается в отчаянном предсмертном крике «ма-а- ма!», неожиданно осветившем трагические глубины образа».

Почти сразу за ролью Гали Четвертак Татьяна Краснопольская получает роль Саши в постановке главного режиссера театра Глеба Дроздова «Иванов» по пьесе А.П. Чехова. Впрочем, пресса тех лет об этой постановке почему-то умолчала. Чеховской героиней увидел актрису и режиссёр Герман Меньшенин, поручив ей роль Сони в постановке «Дядя Ваня».

А.П. Чехов. «Дядя Ваня». Соня – Т. Краснопольская.

Чтобы понять, насколько была востребована Кольцовским театром молодая Татьяна Краснопольская, надо обратиться к постановкам сезона 1974-75 годов. У режиссера В. Добровольского актриса играет в социальной драме тех лет «Охота к умножению» Диаса Валеева. Снова встречается с ней зритель в военной постановке Валерия Соловьева «Третья ракета» по повести прекрасного белорусского прозаика Василя Быкова. А вслед за этим опять военная тема в постановке «Год в тысячу дней» Севера Гансовского режиссера В. Добровольского. И, наконец, «Четыре капли» Виктора Розова в постановке Валерия Соловьева. Здесь актриса воплощает свою героиню-современницу, девушку, бескомпромиссно отстаивающую справедливость в столкновении с грубым чиновничьим хамством.

Но и это еще не полный перечень. Вот уж поистине: дай Бог каждому быть так востребованным, да в молодые годы! В это же время Татьяна Краснопольская играет в философской драме-притче Карела Чапека «Средство Макропулоса» в постановке режиссера Б. Гутина. Здесь снова в главной роли Римма Мануковская. Спектакль и главная роль были отмечены на очередном всесоюзном фестивале. А роль юной героини притчи Кристины досталась Татьяне Краснопольской. Преподаватель филфака ВГУ, театральный критик Валентин Инютин, внимательно фиксирующий все этапы творческого пути актрисы, в статье «Четыре роли Татьяны», опубликованной в газете «Молодой коммунар» 19 июня 1975 года, довольно объективно оценивал игру актрисы в этом спектакле: «Две «по отдельности» вполне удающиеся ей манеры игры – бытовую и обобщенно-символическую – предстояло Т. Краснопольской соединить в Кристине. Пьеса Чапека – это философская притча о том, как оценивать жизнь человека, достоин ли он бессмертия – награды за величие мысли и духа. Играть в притче не просто: внутреннее содержание образа философски обобщенно, а поведение героя имеет очень конкретные человеческие черты. И важно не потерять авторскую мысль. Органическое единство двух этих начал не всегда получается у Т. Краснопольской. Но место образа в философском размышлении Чапека выявлено ею четко и последовательно. В Кристине Т. Краснопольской - красота и очарование юности, безоглядная преданность любимому, страстное желание жить в прекрасном мире искусства. Однако бессмертие - тоже не для нее. И не потому только, что юность редко думает о смерти, но сама юность затем человеку дана, чтобы он увидел красоту и сложность жизни и выбрал свой путь: юность не продолжается вечно».

Оценивая в целом начальный период творчества актрисы в Кольцовском театре, автор портрета завершает его следующим образом: «Татьяна молода, но в каждой роли, подобно большинству своих героинь, она стремится к предельной искренности, правде. Образы, созданные ею, многозначны: не просто юность человека, но и его глубокая духовная жизнь и непримиримость к опошлению ее, - вот сознательная установка, главное направление поисков собственной неповторимой актерской индивидуальности. Хорошо, что художественное руководство театра это понимает».

Впрочем, судьба актерская весьма изменчива. Она зависит и от личных обстоятельств и от ряда внешних причин. Тут почти, как в известном стихотворении: «То вознесет его высоко, то бросит в бездну…» многолетней невостребованности. Если в первой половине 1970-х в репертуаре актрисы, помимо вышеперечисленных ролей, была и роль Финеи в комедии «Дурочка» Лопе де Веги, и роль Графини в «Женитьбе Фигаро» П. Бомарше, и роль Тамары в «Ситуации» В. Розова, то есть за пять сезонов участие чуть ли не в двух десятках постановок, то в следующей пятилетке, вплоть до годов 1980-х, в послужном списке актрисы всего несколько ролей. Среди них стоит, пожалуй, вспомнить Марианну в «Тартюфе» Ж.-Б. Мольера в постановке Валерия Соловьева, Наташу в «На дне» М. Горького в постановке Глеба Дроздова и роль Зубаржат в пьесе «В ночь лунного затмения» Мустая Карима в постановке того же Валерия Соловьева. Последнюю из перечисленных ролей актриса играла в паре с Тамарой Семеновой.

В первой половине 1980-х Татьяна Краснопольская снова востребована. И в ролях достойных, среди которых и несколько главных ролей в «высокой» классике. Это, во-первых, роль Лидочки в «Свадьбе Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина, затем Агния в постановке «Не все коту масленица» А.Н. Островского, Софья Александровна, жена Серебрякова, в постановке «Дядя Ваня» А.П. Чехова, Изабель в «Даме-невидимке» П. Кальдерона, Люська в «Рядовых» А. Дударева.

А.Н. Островский. «Не всё коту масленица». Агния – Т. Краснопольская. Ипполит – А. Смольянинов.

Новый творческий этап в жизни актрисы открылся, когда в 1987 году художественным руководителем театра стал народный артист России Анатолий Иванов. Если раньше, по преимуществу, актриса была востребована на роли героинь лирического плана, то под руководством нового режиссера для Татьяны Краснопольской наступает период воплощения сложных драматических женских судеб. Среди них – роль Дорис в дуэтном спектакле по пьесе Б. Слейда «Там же, тогда же…».

 Б. Слейд. «Там же, тогда же…». Дорис – Т. Краснопольская. Джордж - Ю. Кочергов.

Актриса играет одну за другой главные роли в ряде постановок – Кашиной в «Кабанчике» В. Розова, Купавиной в спектакле «»Резвые крылья Амура…» по пьесе А.Н. Островского «Волки и овцы». Спектакль «Прости меня, мой ангел белоснежный…» по ранней пьесе А.П. Чехова «Без названия», в котором актриса исполнила роль жены главного героя Платонова Саши, был показан на пяти международных и всероссийских фестивалях, включая Международный фестиваль имени А.П. Чехова в Москве. Постановка А.В. Иванова «Все в саду» по пьесе Э. Олби, в которой главную роль Дженни исполнила Т.С. Краснопольская, была представлена на главной сцене МХАТа имени А.П. Чехова в программе фестиваля «Театральный Воронеж в Москве» и получила высокую оценку ведущих критиков столицы.

Э. Олби. «Всё в саду». Дженни – Т. Краснопольская.

Большим успехом пользовался «Театральный романс», созданный режиссером по мотивам ранних пьес А.Н. Толстого. Актриса Огнева, за плечами которой и шумная слава молодости и череда разочарований в зрелом возрасте, попадает в провинциальный балаган, устроенный по случаю ее появления в маленьком городке, в исполнении Т. С. Краснопольской вызывает у зрителя целую гамму сопереживаний – от сочувствия превратностям ее судьбы до неприятия ее притязаний на роль избалованной, эгоистичной барыньки.

А.Н. Толстой. «Театральный романс». На первом плане – Т. Краснопольская в роли провинциальной актрисы Огневой.

Без преувеличения можно утверждать: сценический путь Татьяны Сергеевны Краснопольской устлан ролями, о которых только может мечтать одаренная талантом актриса. В юбилейный для театра 2002 год А.В. Иванов поставил «Вишневый сад» А.П. Чехова с Т.С. Краснопольской в роли Раневской.

 А.П. Чехов. «Вишнёвый сад». Раневская – Т. Краснопольская. Лопахин - К. Афонин.

В «Ревизоре» Н.В. Гоголя, созданном в 2005 году, актриса играла роль Анны Андреевны, жены Городничего.

 Н.В. Гоголь. «Ревизор». Анна Андреевна – Т. Краснопольская.

В эти же годы талант актрисы органично проявился и в ролях современниц с непростой женской судьбой. Это относится и к роли Татьяны в комедии «Канары – это в Испании, мама!» по пьесе Н. Птушкиной «Пока она умирала» и к образу Веры в социальной комедии-драме «Приходи и уводи» того же автора. В этих постановках, кстати, в полной мере проявился не только накопленный ею жизненный и сценический опыт, но и тонкое чувство партнера, способность вести за собой актерский ансамбль.

С 1996 года Татьяна Сергеевна вела под руководством А.В. Иванова большую творческую работу в качестве педагога по сценическому мастерству в Воронежской академии искусств. Многие ее ученики уже давно признанные мастера воронежской сцены. Как режиссер- педагог она поставила «Женитьбу Фигаро» П. Бомарше, «Доходное место» А.Н. Островского и другие спектакли.

Актриса покинула сей мир 27 декабря 2010 года.

20 марта 2011 года, в Москве, в Государственном Центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина состоялся вечер памяти народной артистки России Татьяны Краснопольской. В вечере в Бахрушинском музее принимали участие известные театральные деятели столицы - народные артисты России Сергей Проханов, Андрей Соколов, Евгений Герчаков, заслуженные артисты России Елена Кондулайнен, Олег Исаев, композитор Александр Журбин, главный редактор журнала «Театральная жизнь» Олег Пивоваров, режиссер Игорь Селин. От Кольцовского театра с воспоминаниями о Татьяне Краснопольской выступил заслуженный артист России Константин Афонин. В программе вечера были показаны видеозаписи фрагментов из спектаклей Кольцовского театра с участием актрисы, воспоминания близких и друзей, поэтическая композиция. Вел вечер театральный критик, кандидат искусствоведения Александр Смольяков.

Похоронена Татьяна Сергеевна Краснопольская на Троекуровском кладбище в Москве на одной аллее со звездами российского театра и кино.

Николай Тимофеев

Поделиться