Премьера спектакля «Три сестры
Русскому человеку в высшей степени свойствен возвышенный образ мыслей, но скажите, почему в жизни он хватает так невысоко? Почему?
Вчера, 18 декабря, состоялся первый показ спектакля «Три сестры» по одноименной пьесе Антона Чехова. Драма в двух действиях, главной темой которой является ожидание счастливого завтра. Режиссер — художественный руководитель нашего театра, заслуженный деятель искусств России, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Владимир Петров.
Начать хочется с того, что чеховский театр называют третьим великим театром в европейской истории. Сначала была античная трагедия в Греции, затем сформировался театр Шекспира в Англии, а в конце XIX-начале XX века в России появляется театр Чехова.
В свое время Антона Чехова называли экспериментатором. Современники не понимали его творчества, он производил впечатление странного писателя. «Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» не укладывались в традиционную систему драматических жанров и опровергали устоявшиеся правила драматургии.
23 апреля 1889 года в письме брату Александру А. П. Чехов написал фразу, ставшую крылатой: «Краткость — сестра таланта». Такого принципа Чехов придерживался и в драматургии. Он считал, что удерживать внимание зрителя нужно не длинным, а содержательным монологом, где в каждом слове заложен смысл.
Пройдя путь от писателя нового жанра в литературе, маленького рассказа, до драматурга, в 1900 году Чехов пишет «Три сестры» по заказу Московского Художественного театра летом в Ялте, а переписывает уже в Москве ранней осенью. Он тратил на одно действие два-три дня, но между их написанием делал значительные перерывы. Набросок пьесы хранился у Чехова в виде отдельных маленьких диалогов.
В чеховских пьесах мы постоянно чувствуем присутствие автора в каждой сцене, в каждом эпизоде. Его чувства, мысли, отношение к людям и событиям прослеживаются во всем: в репликах персонажей, в ремарках, в лирических отступлениях и в ритме драматического действия.
Ни в одной предыдущей пьесе Чехов не развертывал с такой свободой, как в «Трех сестрах», свою новую манеру построения произведения. Вся пьеса состоит из, на первый взгляд, ничего не значащих диалогов, никого не задевающих из персонажей слишком сильно за живое. Герои говорят о труде, о новом батарейном командире, о его жене и детях, о погоде и о времени, которое уходит безвозвратно. Однако все диалоги в пьесе связаны одной идеей несбывшейся мечты.
По словам Владимира Петрова, режиссера, основная тема пьесы — это идея ожидания счастливого завтра. Эта же мысль поддержана в спектакле сценографически: зал ожидания, вокзальные часы, мрачные колонны. Персонажи постоянно к чему-то готовятся, но «это» все никак не происходит. Даже во время праздников персонажи постоянно ждут кого-то, а не веселятся.
Кстати говоря, тема праздников присутствует почти во всех произведениях Антона Чехова. В «Чайке» есть эпизод с премьерой пьесы, в «Вишневом саде» — бал, а в «Трёх сёстрах» герои ждут ряженых на Масленицу. Однако, первое и главное свойство чеховского праздника — это то, что он обречен быть испорченным.
Праздник в «Трех сестрах» — это лишь попытка героев заглушить реальность, сохранить хотя бы иллюзию счастливого будущего. Так, они продолжают считать месяцы до переезда в Москву. Интересным является то, что по сюжету героев сближает не праздник, а, наоборот, катастрофа, когда рушатся надежды.
В «Трех сестрах» разные герои нередко повторяют одинаковые фразы: «мне все равно», «пора». Однако за этими фразами скрывается то, что героям не безразлично их будущее. Проблема в том, что они не знают, как выбраться, что нужно сделать, чтобы обрести душевный покой. При этом они постоянно в тревоге, в спешке, в грезах и в ожидании, что скоро все наладится.
Финалы чеховских пьес можно условно разделить на два вида: угасающие (например, «Вишневый сад»), где герой остается один в доме, к которому по какой-то причине приговорен, и трагичные (например, «Чайка»), где в конце герой погибает. Концовка «Трех сестер» отличается от предыдущих произведений. Помимо трагичности, в финале есть иллюзия, призрачная надежда на то, что даже после неудачи все еще может наладиться. Но так ли это? Каждый зритель после просмотра решит для себя сам.
Ближайшие показы спектакля «Три сестры»: 18 и 19 января.
Можно подписаться, чтобы не пропустить ни одной премьеры
Вы успешно подписаны на рассылку. Получайте самые свежие новости обо всем, что происходит в нашем театре.