25 декабря 2023

Знаковые имена в истории Кольцовского театра

Николай Тимофеев

Леонид Броневой. Воронежские страницы.

Накануне юбилея я получил редкостное в наше время интеллектуально-эстетическое впечатление. Телеканал «Культура» в программе «Белая студия», которую ведёт Дарья Златопольская, показал запись беседы с великим артистом. Запись была произведена в 2015 году, незадолго до его кончины в 2017 году в возрасте 88 лет. 17 декабря уходящего года Леониду Сергеевичу, будь он жив, исполнилось бы 95 лет. Мне надо было торопиться на какую-то встречу. Но, увидев живого Леонида Сергеевича на экране, а ещё услышав ЧТО и КАК он говорит, как отвечает на вопросы, не мог оторваться от экрана и попросил встречу перенести на другое время.

Какие глубокие мысли и чувства, выстраданные всей большой мытарственной жизнью, звучали устами этого человека! О судьбе России. О Пушкине. Лермонтове. Тютчеве. Чехове. Об искусстве. О режиссёрах, с которыми довелось работать, — Эфросе, Любимове, Захарове. А с какой силой и мастерством был прочитан диалог Евгения Арбенина с князем Звездичем в пьесе «Маскарад», когда актёр мгновенно перевоплощался, переходя из одного образа в другой! Этот диалог ему потребовался в собеседовании с ведущей в подтверждение одной своей наболевшей мысли. А с какой выстраданной болью звучали его мысли о том, что в 21-м веке люди оторвались от Природы, перестали слышать друг друга и погрузились в одиночество! При этом: «чем больше город, тем больше одиночества…».

Впрочем, не удивлюсь, если вдруг услышу сегодня от 17–20-летних вопрос: «А что это за фигура такая — Леонид Броневой, чтобы им так уж восторгаться?!». Многие из этого поколения категорически не смотрят телевидение, которое нередко на разных программах показывает фильмы и спектакли с участием этого великого актёра. Для родившихся в ПРОШЛОМ ВЕКЕ /какими категориями приходится ворочать!/ Леонид Броневой — фигура культовая. Трудно даже представить жителя СССР ХХ века, который бы не видел фильм «Семнадцать мгновений весны» режиссёра Татьяны Лиозновой, в котором Леонид Броневой в роли начальника тайной полиции Генриха Мюллера или фильм «Тот самый Мюнхгаузен» Марка Захарова, где актёр в роли Герцога.

Итак: Леонид Броневой — советский и российский актёр театра и кино; народный артист СССР (1987), народный артист Украины (2013), лауреат Государственной премии Российской Федерации (1996), лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1976). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Его биографии, а заодно и географии, хватило бы на несколько жизней. Леонид Сергеевич Броневой родился в 1928 году в Киеве в семье Соломона Иосифовича Факторовича, который в 1930-е был ответственным сотрудником органов государственной безопасности УССР. Уже эти два обстоятельства знающим нашу историю таят в зародыше драматическую составляющую биографии нашего героя. Только первые 8 лет жизни были безоблачными. Будущий актёр обучался игре на скрипке в музыкальной школе при Киевской консерватории. Семья жила в центре украинской столицы, на Крещатике, в просторной четырёхкомнатной квартире.

Но… наступил 1936 год. Отец, работавший в том году уже в другой сфере, — директором Центрального парка культуры и отдыха, — был арестован НКВД /Народный комиссариат внутренних дел/ УССР и выслан в лагеря. Мать развелась с ним, сменила сыну отчество с «Соломонович» на «Сергеевич» и уехала с сыном в город Малмыж Кировской области. В Киев вернулись в 1941 году. В начале войны семья была эвакуирована в Чимкент Казахской ССР. Здесь Леонид Сергеевич окончил среднюю школу /сегодня — имени Акпан-батыра/. Учась в старших классах, уже зарабатывал деньги, работая учеником пекаря, секретарём-машинистом, в пошивочном цехе театра кукол.

Эти годы впоследствии, уже в наше «новое время», вспоминал с благодарностью к населению Средней Азии: «Нас, оборванцев, голодных, вшивых, сирых и убогих, в военные годы приютили в республиках Средней Азии. Узбеки, казахи, таджики пускали эвакуированных под крыши своих домов, последней лепешкой с нами делились, а теперь в Москве их детей и внуков за людей не считают, да и в Киеве, я уверен, едва завидев, брезгливо фыркают и унизительным словом „гастарбайтеры“ обзывают».

В 1950-м Леонид Броневой окончил театрально-художественный институт имени А. Н. Островского в Ташкенте /сегодня Государственный институт искусств Узбекистана/. Во время учёбы зарабатывал деньги, работая диктором на радио, вёл передачи на узбекском языке. После окончания института началась кочевая актёрская жизнь, в которой денег едва хватало на пропитание. Начало актёрской карьеры — в Магнитогорском драмтеатре. Роли — незначительные, второразрядные. Затем — Оренбургский областной драмтеатр. Здесь его сразу увидели в роли молодого Володи Ульянова в популярной в то время пьесе И. Ф. Попова «Семья». Остальные несколько ролей за сезон, проведённый в Оренбурге, были эпизодическими. В 1953-м актёру уже 25 лет. Он уже давно понял, что в этой жизни помощи ему ждать неоткуда и что должен рассчитывать только на себя.

Неудовлетворённый полунищенской жизнью и творческой невостребованностью, в том же 1953-м Леонид Сергеевич покидает Оренбург и отправляется искать счастье в Москву. Здесь, можно сказать, повезло. Его сразу приняли на третий курс в Школу-студию имени В. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР имени М. Горького. Жил в общежитии. Получал стипендию. После окончания Школы-студии в 1955-м выпускника распределили в Грозненский русский драматический театр имени М. Ю. Лермонтова. В город Грозный Леонид Сергеевич отправился со своей первой женой, тоже актрисой, выпускницей Высшего театрального училища имени Б. В. Щукина, москвичкой Валентиной Блиновой. Всего один сезон, проведённый в столице Чечено-Ингушетии /в то время Грозный был столицей двух сегодня разделённых автономных республик/, оказался довольно плодотворным в творческом плане. Сыграл одну из главных ролей в хорошей пьесе В. Розова «В добрый час», главную роль легендарного лётчика Алексея Маресьева в пьесе по повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке». Заслуживает внимания и роль Теодоро в бессмертной феерической комедии Лопе де Веги «Собака на сене».

В этой кавказской столице состоялся режиссёрский дебют Леонида Броневого. В 1955-м он поставил спектакль «Димка-невидимка» по пьесе В. Коростелёва и М. Львовского. Последней его ролью в этом театре была роль Сталина в популярной пьесе эпохи «социалистического реализма» «Кремлёвские куранты» Н. Погодина. С большой степенью вероятности можно утверждать, что это был заключительный случай проявления героизации «вождя народов» на советской театральной сцене. Премьера постановки состоялась в конце 1955 года. А в середине февраля 1956-го состоялся ХХ съезд КПСС, на котором новый партийный лидер Никита Хрущёв прочитал доклад с резким осуждением культа личности Сталина. Это был поворотный момент в жизни нашей страны. После этого Сталин исчез из театрального репертуара вплоть до 1990-х, когда стали появляться новые версии оценки его роли в истории.

В Грозном тяжело решалась жилищная проблема с новобранцами. В конце 1955-го Леонид Сергеевич получает предложение от сокурсников по Москве стать актёром иркутского драмтеатра. Там к тому времени оказалось несколько актёров, которые окончили Школу-студию МХАТ, а также выпускники Щукинского училища, которое окончила жена. Леонид Сергеевич и Валентина Блинова хорошо вписались в театральный коллектив далёкого сибирского города. За два сезона Леонид Броневой талантливо отметился в 11 постановках. Здесь он сыграл Велосипедкина в «Бане» В. Маяковского, две роли в пьесах А. Н. Островского «Поздняя любовь» /Дормидонт/ и «Последняя жертва» /Лука Дергачёв/. Появилась в его репертуаре и хорошая зарубежная драматургия: «Шестой этаж» А. Жери, «Последняя остановка» Э. М. Ремарка, «Человек, который смеётся» В. Гюго. Но самое интересное, что и здесь его увидели в роли Ленина в пьесе П. Маляревского «Поэма о хлебе». В Иркутске у молодожёнов родилась дочь Валя.

Не знаю, как и где увидел в 1958-м актёра Л. С. Броневого директор Воронежского театра драмы Ф. Гурский, но только следующие четыре года — это тёплые факты творческого пребывания великого артиста в нашем старейшем театре. Здесь, можно сказать, Леониду Сергеевичу повезло дважды. Во-первых, потому, что Воронеж к тому времени уже в течение полутора веков имел славу одного из самых театральных городов России. Здесь уже была сложившая театральная история, театральная публика, театральная атмосфера. А во-вторых, впрочем, последовательность перечисления факторов везения относительная, главным режиссёром театра в те годы был выдающийся Фирс Шишигин, впоследствии народный артист СССР. Вот он-то и дал путеводный «зеленый свет» будущему великому артисту.

Итак, Леонид Броневой появился в Воронеже в 1958-м, накануне своего 30- летия. За спиной были — Ташкент, Магнитогорск, Оренбург, Грозный, Иркутск. Посмотрев новичка в нескольких эпизодических ролях, Фирс Шишигин уже в 1958-м даёт ему роль Ленина в спектакле «Третья, патетическая» Н. Погодина.

На роду что ли было написано — в разные годы в разных театрах играть небезопасные и сверхответственные роли коммунистических вождей СССР! В Воронеже эффект получился удивительный. Некоторые зрители, поражённые и внешним сходством с вождём и живой манерой его сценического представления, ходили на спектакль по несколько раз. Его партнёром в этом спектакле была начинающая сценическая дива Римма Мануковская, впоследствии народная артистка РСФСР, получившая первую в российской провинции «Золотую маску» в номинации «За честь и достоинство». В том же году Леонид Броневой в спектакле Фирса Шишигина занят в производственной драме И. Дворецкого «Трасса». В следующем, 1959-м, артист играет главную роль Фёдора в самой популярной постановке тех лет — драме А. Салынского «Барабанщица» в паре с блистательной Риммой Мануковской. Об этом великолепном дуэте пишет журнал «Театр».

В том же году Фирс Шишигин начинает репетировать «Чайку» А. П. Чехова, в которой Броневому дана роль Сорина, брата Аркадиной. Премьера состоялась в день столетнего юбилея Антона Павловича 29 января 1960 года. Рецензируя постановку в газете «Коммуна» 11 февраля 1960 года, писатель М. Сергеенко посвящает Л. Броневому большой абзац, в котором даётся оценка уже вполне сложившегося во всех отношениях актёра: «Интересен в роли Сорина Л. Броневой, артист талантливый и многогранный, способность которого к перевоплощению не раз уже имел возможность оценить воронежский зритель. Актёр помогает нам заново прочесть эту, казалось бы, второстепенную роль, почувствовать глубокий жизненно-философский смысл, заложенный в ней. Броневой нашёл для роли тёплые краски, ощутимо донёс до нас мягкий чеховский юмор…». Об игре Л. С. Броневого в «Чайке» в том году с восторгом пишет и всесоюзный журнал «Театральная жизнь».

В том же 1960-м актёр играет в комедии «Миллион за улыбку» А. Софронова в постановке А. Разинкина, в «Океане» А. Штейна, в «Острове Афродиты» А. Парниса. Последней работой великого актёра на воронежской сцене была роль революционного матроса финна Вайнонена в «Оптимистической трагедии» В. Вишневского в постановке режиссёра А. Добротина в ноябре 1961 года.

В Воронеже артист жил на улице Чайковского с женой, актрисой театра, и маленькой дочкой. В конце 1961 года актёра настигла личная трагедия — умерла от рака жена. Он остался с четырехлетней дочкой без всякой помощи близких людей.

В начале 1962 года актёр покидает Воронеж и переезжает в Москву. Поселяется в квартире, где жила семья покойной жены. Лихорадочно ищёт работу. Пробы в театрах заканчивались неудачей, денег практически не было. Как утверждают свидетели, артист в эти месяцы поисков работы зарабатывал игрой в домино в старых московских двориках. Наконец, он попадает в коллектив Московского драматического театра на Малой Бронной, где ему посчастливилось встретиться с режиссурой Анатолия Эфроса. В беседе 2015 года артист с чувством вспоминал, что Эфрос в течение нескольких лет давал ему роли только отрицательных персонажей, что его откровенно огорчало. В этом театре он проработал 26 лет.

С 1988 года по 2017-й Леонид Броневой — в числе ведущих артистов Московского театра «Ленком» под руководством Марка Захарова. В труппе театра с начала 1990-х и актриса Марина Королькова, которая после окончания Воронежского института искусств несколько лет работала в театре драмы. Приезжая в Воронеж, она рассказывала, что Леонид Сергеевич с большой теплотой не раз вспоминал о своих воронежских годах и даже просил прислать ему имеющиеся в распоряжении театра материалы. Эту его просьбу мы, конечно, исполнили.

В Театре на Малой Бронной артист сыграл 24 роли. В их числе — Капулетти в «Ромео и Джульетте» В. Шекспира и Яичницу в «Женитьбе» Н. В. Гоголя. Обе постановки Анатолия Эфроса. В Ленкоме с 1988 по 2016-й — всего 8 ролей. Среди них — три роли экстракласса: Крутицкий в постановке «Мудрец» по А. Н. Островскому, Дорн в «Чайке», Фирс в «Вишневом саде» /2009 год/. Последняя роль на сцене Ленкома сыграна актёром в 87 лет в 2016 году в постановке «День опричника» /князь Собакин/ по мотивам произведений В. Г. Сорокина.

С 1964 года актёра начали приглашать сниматься в кино. Всесоюзную известность и признательность зрителей Леонид Броневой получил в 1973-м году, когда телезрители увидели его роли шефа гестапо Мюллера в 12-серийном телефильме «Семнадцать мгновений весны». Его фильмография с 1964 по 2008 год насчитывает более 40 фильмов. Кроме того, в его творческом активе более 30 теле- и радиоспектаклей.

Среди великих талантов, которые вписаны в историю Кольцовского театра, имя Леонида Сергеевича Броневого на одном из первых мест.

Поделиться