Новое время — новые темы

После революции 1917 года театр стал именоваться Большим Советским. С 1937-го — Воронежский драматический театр. В 20-е годы на его сцене было поставлено десять пьес А.Н. Островского. В это время частым его посетителем был писатель А.П. Платонов. В ноябре 1926 года на его сцене выступал В.В. Маяковский. В 1935 году Воронежский театр весьма успешно гастролировал в Москве. Это были первые гастроли трёх провинциальных театров в столице. Актёр Аркадий Поляков в ролях Гамлета и Отелло в трагедиях Шекспира покорил Москву.

Воронежский театр драмы начал стационироваться одним из первых в стране. В начале 1930-х годов здесь появилась группа молодых талантливых актеров, в течение последующих двух десятилетий составившая его творческую основу. Художественным руководителем театра долгое время /1930–1935, 1939–1953/ был В. М. Энгелькрон. В 30-е годы здесь работали режиссеры Я.А. Варшавский, А.И. Канин, С.Н. Воронов. В течение многих лет славу театра составляли актеры Г.М. Васильев, В.И. Флоринский, А.В. Поляков. На воронежской сцене начинали и активно работали известные всей стране А.П. Чернов, П.В. Вишняков, Четверть века работал здесь народный артист СССР С. И. Папов. Театр нередко выезжал с творческими отчетами в Москву. В его афише всегда присутствовала русская классика: А.Н. Островский, А.П. Чехов, А.М. Горький. В 1935–1936 гг. заведующим литературной частью театра был поэт О.Э. Мандельштам, находившийся в ссылке в Воронеже.

«Ярость»
«Ярость»
«Разлом»
«Разлом»
«Бойцы»
«Бойцы»
«Чужой ребёнок»
«Чужой ребёнок»
Мандельштам
Мандельштам
«Человек с ружьём»
«Человек с ружьём»
Н. Погодин. «Кремлёвские куранты». Постановка В.М. Энгелькрона. 1940 г. Дзержинский — В. Шкурский, Ленин — В. Флоринский, Сталин — А. Поляков, Забелин — Б. Викторов

Театр в годы Великой Отечественной войны

Артист С. И. Папов (второй слева) на встрече с воинами Воронежского добровольческого полка

Трагические события грозной эпохи театр разделил со всей страной. Многие актёры в составе фронтовых бригад выезжали на передовую, работали в госпиталях. В ночь с 27 на 28 июня 1942 г. авиабомба попала в здание театра, разрушив сцену и зрительный зал. В июле коллектив был эвакуирован в Стерлитамак, а затем в Копейск Челябинской области. В мае 1944 г. возвратился в Воронежскую область, работал до декабря в Борисоглебске.

Театр после авиабомбардировки

После освобождения Воронежа в 1943 г. здание драмтеатра было восстановлено одним из первых в городе, разрушенном на 95%. Работы начались весной 1944 г., а 31 декабря того же года театр на проспекте Революции открылся премьерой «Горе от ума» А. С. Грибоедова.

Артист Николай Ефимович Озеров в спектакле «Севильский кабачок». Погиб в июне 1942 г.

В годы войны в репертуаре были пьесы патриотического содержания: «Фронт» А. Корнейчука, «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьёва, «Русские люди» К. Симонова, «Нашествие» Л. Леонова, «Солдаты Сталинграда» Н. Вирты, «Генерал Брусилов» И. Сельвинского. Значительное место занимала классика: «Без вины виноватые» А. Островского, «Мещане» и «Егор Булычев» М. Горького, «Женитьба Фигаро» П. Бомарше…

Коллектив театре на вокзале. Ноябрь 1941 г.
Копейск: ноябрь 1942 г. — май 1944 г.
В Копейске жили в бараке. Молодые артисты работали на шахте навальщиками. Спектакли ставили в шахтёрском клубе.